Домой Спецпроекты Краеведение Здесь люди жили с песнями. Деревня Погорелка

Здесь люди жили с песнями. Деревня Погорелка

Здесь люди жили с песнями. Деревня Погорелка

На краю оврага, где медленно «доживает» свой век старенькая избушка, в которой жили в своё время москвичи, супруги Флешины, красуется новый дом. В его дворе мы встретили дачницу О.А. Тужилкину. Ольга Алексеевна – супруга полярника
В.К. Тужилкина, который на тот момент находился в экспедиции, охотно с нами побеседовала. Рассказала, что они с мужем купили старенький домик в самом красивом месте в Погорелке, потом построили рядом с ним новый, разбили огород с множеством цветов.

– Обосновались с мужем в Погорелке в 1996 году, – сказала Ольга Алексеевна. – Домик покупали как охотничий, потом охотничий азарт у мужа пропал, а я из категорической противницы жить в Погорелке стала её завсегдатаем, полюбила её всей душой. Никогда не мечтала о своём саде, огороде, домике в деревне. Муж часто приезжал к Виктору Казакову на рыбалку и охоту в Погорелку, и мы подумали, что всё это обременительно для друзей, ведь мы приезжали каждый год и не по одному человеку. Приняли решение купить домик. Выбор пал на тот, что принадлежал Флешиным. Новый дом строили сами. Трудились несколько лет, а закончили только в 2021 году. Как жаль, что эту чудеснейшую деревню покидают люди… Места пре- красные! Красота такая кругом! Выйду на откос и любуюсь на реку Ветлугу, ведь у нас самое выгодное место в плане открывающихся видов. Правда, сосны и ели становятся выше год от года и всё больше закрывают красоту местности, особенно русло реки. Кроме дачников, сюда приезжает много людей: на несколько дней на рыбалку, просто отдохнуть, ставят палатки, кто-то просто вечер провести, костёр разожгут, шашлыки жарят.

В следующий раз мы отправились в Погорелку вместе с известным писателем Анатолием Лейкиным. Он познакомил нас с Виктором Алексеевичем Казаковым, который вместе с супругой Надеждой Юрьевной Васильевой являются постоянными жителями деревни. Виктор Алексеевич в Погорелку попал в 1993 году. Его первая супруга Елена с семьёй (г. Горький) с 1968 года часто приезжали в Погорелку. Сна- чала отдыхали на реке в палатках, потом купили дом.

– По образованию я физик, – начал беседу Виктор Алексеевич, приглашая нас в дом и угощая виноградом и яблоками из своего сада. – Сначала работал по специальности в Институте биологических исследований в Пущино (Подмосковье). Потом с супругой переехали на север, трудились на Диксоне(Таймыр, Красноярский край, порт, разделённый проливом), зимовали восемь лет на полярной станции. В 1991 году жена уговорила меня посмотреть на красивые ветлужские места, потому что у нас была мысль уехать из города и поселиться в деревне. Я сразу был очарован красотой ветлужской природы. Решили, что на следующее лето вернёмся сюда. И вернулись, а через несколько лет поселились тут насовсем. С 1994 года я начал строить дом. Сруб рубил не я, а всё остальное делал сам, ни одного гвоздя тут нет забитого не мной. Строительство ещё не завершено: что-то доделываю, а что-то уже ремонтирую. В По-
горелке занялся фермерством. Открыл КФХ, развёл пчёл, завёл коз, держал овец, кур. Работать было негде, поэтому занимался, чем придётся. Разбили сад, в огороде сажали картошку, овощи. Хорошим подспорьем были денежки, заработанные
на строительстве, ремонте домов как в окрестных деревнях, так и в районном центре.
На то время в деревне ещё было несколько жилых домов, где жили Сулоевы, Титовы,
Пётр Деричев и другие коренные жители деревни. У нас в соседях – две или три семьи. Ближние соседи – Валентина Яковлевна и Алексей Петрович Сулоевы. Они были все пенсионного возраста и уже ушли в мир иной. Алексей Петрович умер в 1990-х, его супруга уехала к внучке в Тонкино, умерла в 2020 году. Лидия Владимировна Лебедева жила на другом конце деревни, помню, она ещё работала в
колхозе. Эдик Штейнберг с ней дружил, приносил ей воду из родника. Дочь Л.В. Лебедевой Надежда Походяева с сёстрами частенько приезжают в деревню, осматривают родительский дом. Ещё здесь жил Анатолий Титов с Капой, их дом стоял рядом с лебедевским. Юра Редькин ездил на заработки и привёз жену из Сибири, звали её Настя Чёрная. Вместе с ней пасли скот. Как-то в один из дней он ушёл на рыбалку и пропал, его искали, оказалось, утонул под берегом реки у деревни. Пётр Деричев один жил, был честным мужиком, если и занимал деньги, то обязательно возвращал долг, да ещё в благодарность грибов или ягод приносил.
Сейчас с мая по октябрь деревня оживает – дачники приезжают, называем их – «летние люди», потому что живут здесь, пока тепло. Например, полярник, мой друг В.К. Тужилкин. Сейчас он находится в Антарктиде, работает на станции «Прогресс».

Идём вдоль деревни, дома которой были расположены буквой Г, но в основном стояли в одном порядке – лицом к реке. Теперь их осталось совсем немного, часть домов – одни развалины. Первым делом подходим к колодцу, который известен теперь далеко за пределами Ветлужского района. Он – «центральная фигура» в документальном фильме Юрия Немцова и Антона Белоусова «Колодец», который снимался в Погорелке с 2016-го по 2017 год и посвящён ремеслу устройства сельских колодцев, которое насчитывает в своей истории тысячелетия и которое сегодня забыто, почти полностью утрачено и вытеснено современными технологиями. Фильм был представлен на фестивале документального кино, к сожалению, в число призёров не вошёл.

– Когда А.Н. Щеглова работала в Ветлужском краеведческом музее, – продолжил В.А. Казаков, – ей позвонил нижегородский сценарист Юрий Немцов и спросил о том, можно ли где-то в деревне на р. Ветлуге снять фильм, в котором показать, как рубились деревенские деревянные колодцы. Осенью 2016 года приехали в деревню Ю. Немцов и А. Белоусов, посмотрели местность и решили начать съёмки неигрового полнометражного документального фильма. В нём три героя: деревенский житель Виктор, помощник его Юрий, которые копают колодец. А ещё – мистический безымянный герой – гончар, который появляется, словно ниоткуда, будто дух этого места, и внезапно исчезает, оставив после себя музыкальный инструмент, напоминающий свистульку, называемый окарина. Одинокие, почти все заброшенные дома, широкая река, заросшие кустарником поля, уединение, присущее Погорелке… Создателям фильма удалось показать это всё на славу. Процесс от нашей первой встречи со съёмочной группой до выхода фильма занял около двух лет.

В.А. Казаков пользуется этим колодцем до сих пор, воду из него использует в технических целях, питьевую берёт из источника под горой.

– Когда-то мне этот колод- чик показала соседка, – говорит он. – Был он маленький, старенький. Я расширил территорию, облагородил, поставил ёмкость, где накапливается вода – прозрачная, как на ключике старца Герасима.

Пока мы переходили от одного дома к другому, А.Л. Лейкин тоже делился воспоминаниями, рассказал, что в середине 1970-х годов деревня была жилой. Когда сюда приехало большинство сегодняшних дачников, в каждом дворе ещё была корова, по улице ходили овцы, и москвичи их называли «палестинские беженцы». Близко к людям не подходили, а завидев опасность, быстро убегали. Вспомнил он и о бывшем лётчике В.П. Лохонове. Виктор Петрович часто бывал в Погорелке, хотя жил в соседнем селе Спасском, в бывшем барском доме. Теперь там обитает его вдова Любовь (раньше заведовала магазином) вот уже больше 20 лет. В Спасском сейчас даже дачников нет. В.П. Лохонов первым в этих местах занялся пчеловодством, был ответственным за технику безопасности в колхозе «Коммунар» и дачникам во всём помогал. Когда не стало колхоза, работал почтальоном, носил по деревням свежую прессу, был организатором праздников для пожилых людей – жителей окрестных деревень, на свою пенсию покупал угощение. Старался поддержать сельчан,
сплотить. В.А. Казаков и В.П. Лохонов дружили, их дни рождения были в один день. В 2000 году Виктор Петрович ушёл в мир иной, оставив о себе добрую память.

Заинтересовал рассказ Лейкина о помещике, которого крестьяне называли Сюстя или Шустя. Всего скорее, это был швейцарец С.Я. Стюсси, который был лесопромышленником и занимался сплавом древесины в низовья Волги.

– По утверждению местных жителей, он гонял плоты по Ветлуге, расплачивался с рабочими каждый вечер за работу. Если у кого-то была беда, например, пала корова, то он помогал. Местные говорили о нём с теплотой, а ещё – об одном послевоенном председателе колхоза, который очень помогал простым людям…

Продолжение следует…

 

Ваш комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.