Домой Спецпроекты Творчество Поэт, переводчик Александр Флешин. Из избранного

Поэт, переводчик Александр Флешин. Из избранного

Поэт, переводчик Александр Флешин. Из избранного

Из цикла «СНЫ»

Обида

Они жили в одной местности, каждый день глядели на одни и те же дома, цветы, деревья, и ­всё-таки мир, который они видели, был разным. Но не это печалило их. Нет, совсем не это. Больше всего на свете они хотели встретиться, взглянуть друг на друга, улыбнуться друг другу. Но именно это было невозможно, никак невозможно и с этим ничего нельзя было поделать. Их звали Утро и Вечер, и они могли сколько угодно вздыхать и томиться, но повстречаться они могли разве что во сне. А ведь каждый из них столько слыхал о другом! Между ними всегда стояли День или Ночь, на которых они глядели с обидой и укором. Вот почему, когда я застаю Утро врасплох, шагая на заре с удочками в руках по лугу, трава нередко бывает залита слезами, прозрачной росой, и солнцу приходится наводить порядок. Оно осушает эти слёзы и утешает Утро как может. Глядишь, Утро уже улыбается. Нет, оно не забывает о своей обиде, но ведь жизнь продолжается.

Семья

Они встретились в доме общих знакомых, неотразимый красавец Порок и трогательно юная Добродетель. Их взгляды столкнулись и непостижимо совпали в какой-то невидимой точке. Вероятно, вы слышали о любви с первого взгляда. Это была она.

Порок тут же сделал Добродетели предложение. Разумеется, гнусное. Она тотчас его приняла. Разумеется, с одним условием. Потупившись, твёрдо, со стыдливой дрожью в голосе, она сказала: «Всех наших детей буду воспитывать я одна». «Пусть будет так, – согласился он, – но чтоб никаких непорочных зачатий. Этого я не потерплю».

На том и порешили. Вскоре состоялось бракосочетание. Порок и Добродетель произвели на свет двух детей: прелестную девочку Порочную Добродетель и очаровательного мальчика по имени Добродетельный Порок. Клянусь вам, я в жизни не встречал более дружной и счастливой семьи.

Волшебная палочка

Однажды я шёл по лесу, задумавшись, не выбирая пути. День тихо угасал. Внезапно я почувствовал рядом с собой чьё-то присутствие. Я оглянулся и увидел, что из-за покрытого мхом и грибовидными наростами пня вышел очень маленький старичок. Он остановился, глядя на меня добрыми, часто мигающими глазами, утонувшими в мелких морщинках. Я вежливо поздоровался с ним. Он протянул мне тонкую гладкую палочку и сказал: «На, возьми. Это волшебная палочка. Всё, к чему ты прикоснёшься ей, предстанет перед тобой в своём истинном свете, без личины и маски. Возьми её». «Нет, – ответил я, – отдай её ­кому-нибудь другому». «Но я хочу подарить эту палочку именно тебе, – улыбнулся старичок. – Ты, видно, не понимаешь всей цены такого подарка». Тогда я взял у него Волшебную палочку и коснулся его плеча. И тут мгновенно произошла страшная перемена. Передо мной стоял злой карлик с кривой усмешкой на оттопыренных губах. Я бросил к его ногам палочку и пошёл к опушке, светлевшей между деревьями.

МИНИАТЮРЫ В ПРОЗЕ

Лес
Он долго шёл, тяжело переступая корнями, поддерживая неокрепший молодняк, без остановок, всё вперёд и вперёд. И вот он дошёл до реки и увидел в ней своё отражение. Он остановился, поражённый своей красотой и силой. Потом он решил вой­ти в реку, чтобы перейти её вброд и двигаться дальше. Но пока он стоял, его корни проросли так глубоко в землю, что он не мог двинуться с места, но он быстро примирился со своей судьбой.

Река
Она текла быстро, не глядя по сторонам, потому что у неё была своя цель. Она знала, что где-то впереди встретится с другой рекой, сольётся с ней и тогда станет ещё более сильной и быстрой… И вот она встретилась с другой рекой, смешала с ней свои воды, слилась с ней. И тут она заметила, что стала много шире, но гораздо мельче, чем была прежде. Река хотела остановиться и вернуться обратно. Но всё, что ей удалось, это замедлить течение. Что ж, ей ведь некуда было теперь спешить.

Дождь
Большая мохнатая туча закрывает солнце, и на землю надвигается чёрная тень. Туча смотрит на потемневшую землю. Она не знает, что это её вина. Она любит землю, озарённую солнцем. Ей становится грустно, и она плачет.

Солнце
Оно потеряло что-то очень нужное и никак не может найти. Возможно, то, что оно потеряло, скрыто в глубине дикого ущелья или лежит на дне океана? День за днём солнце медленно проплывает над землёй, пристально вглядываясь в каждый клочок поверхности и освещая его яркими лучами. Тщетно. И я думаю, что оно уже никогда не найдёт утерянного, хотя будет продолжать поиски вечно. Оно забыло: то, что им потеряно, это и есть сама земля.

Луна
Она очень самовлюблённая и кокетливая особа. Лёжа огромным сияющим опалом на тёмно-­синем небе, она часами смотрится в тысячи зеркал, угодливо повторяющих её светлейший образ. Но что может видеть зеркало, когда оно глядится в другое зеркало? Чем была бы Луна без Солнца? Но, любуясь своим отражением, она не думает о Солнце, она не помнит о нём, как, впрочем, и мы.

Дерево
Напротив моего окна, как бы нарисованное и оправленное в его раму, стоит дерево. Но оно не нарисованное. Оно всё время в движении. И вдруг я понимаю, почему его ветви и листья не знают ни минуты покоя. Они упрямо стараются поймать ветер, а он всегда ускользает. Но если дереву удастся ­когда-­нибудь его схватить, всякое движение прекратится. Дерево оцепенеет в неподвижности и станет картиной в раме моего окна.

Подсолнух
Влюблённый в солнце, он старается во всём походить на него. Весь – один широко раскрытый глаз, он восторженно глядит на свой кумир, медленно поворачивая голову соответственно движению солнца в небе, чтобы ни на секунду не оторвать от него взгляда. В этом вся его жизнь. И когда его отяжелевшая голова склоняется к земле и он больше не может смотреть на солнце, он покорно позволяет себя сорвать.

Мотыльки
Ранним утром вместе с солнцем, как бы рождённые его лучами, они появляются над землёй. Легкие и свободные, они беспечно танцуют в тёплом прозрачном воздухе, опускаются на цветы и траву и снова взлетают, чтобы закружиться в пьянящем потоке жизни. А вечером последние лучи солнца гасят их жизнь. То, что было для нас одним из бесчисленного ряда дней, для них заключало целую жизнь. Только ли неведение делает их счастливыми? Ведь они не успевают не только состариться, но даже просто освоиться в этом мире. Смерть обрывает их воздушный танец. А утром солнце поднимает в воздух новое поколение легкокрылых мотыльков. Они грациозно танцуют, и я гляжу на них со смешанным чувством жалости и зависти.

Снежинка
Снег уже осыпался с большого белого облака, и только одна лёгкая, словно подкрахмаленная снежинка порхала над мостовыми и тротуарами. Она то опускалась до уровня человеческого роста, то взлетала и заглядывала в окна на третьем этаже. И снова опускалась, поднималась и беспомощно кружилась на месте. Скоро я потерял её из вида. Я так и не узнал, что с ней случилось и чем кончился её полёт. То ли она заблудилась и никак не могла найти того места, куда летела, то ли никак не решалась опуститься на землю, боясь испачкаться. Но, так или иначе, её путешествие должно было чем-то кончиться. Ведь ещё ни одной снежинке не удавалось порхать между небом и землёй вечно.

Для чего живёт человек?
Сколько людей на протяжении тысячелетий задавали себе этот вопрос! Многие пытались ответить на него. Были ответы простые, были и мудрёные, но единственный окончательный, удовлетворяющий всех ответ так и не был найден. Да он и не будет, я думаю, найден никогда. Но мне кажется, что я нашёл ответ на этот вопрос для себя: человек живёт для того, чтобы задумываться над этим вопросом вновь и вновь. Разве этого не достаточно?

Поиски друга
Ветер был очень одинок. Ему не хватало теплоты и дружеской ласки. А как можно жить без них? И когда ветер осознал это, решил, что надо найти друга. Но никто не хотел с ним дружить. «Ты злой», «Ты насмешливый», «Ты ветреный», – говорили ему.

Однажды ветер увидел одуванчик. «Как он хрупок, нежен, печален», – подумал ветер и осторожно приблизился к одуванчику. «Давай с тобой дружить, – сказал он. – Ведь ты так же одинок, как и я». «Да, – кивнул одуванчик, – я очень одинок. Я буду тебе верным другом». И он улыбнулся, может быть, впервые в жизни. Ветер подпрыгнул от радости и закружился в диком танце. Ему хотелось прижать одуванчик к своей груди и рассказать ему, как он счастлив. Но когда ветер взглянул на одуванчик, то увидел только тонкий, сгорбленный стебелёк.

ИЗ КНИГИ ОТКРОВЕНИЙ

Отсутствие равновесия между духовным и физическим в человеке – один из признаков того, что он жив.

Бесконечность адекватна неизбежности, но имеет противоположный знак.

Радуясь – радуй!..

Познать можно только то, что существует в нашем воображении.

Для того чтобы сон сбылся, надо хотя бы проснуться.

Одиночество нередко даёт иллюзию свободы. Иллюзия рано или поздно рассеивается. Остаётся голое одиночество.

Старость – отвыкание от жизни, но смерть слишком часто наступает преждевременно.

Ваш комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.