
Традиционный крестьянский костюм Проновского теротдела Ветлужского района Нижегородской области стал предметом изучения школьников
Народный костюм
Народный костюм – важный элемент материальной культуры народа, населяющего данную местность, он создаётся временем и зависит от многих факторов, таких как климатические условия местности, уровень жизни людей, вероисповедание, расположение региона внутри страны.
Традиционный крестьянский костюм Ветлужского района Нижегородской области (конца XIX – начала XX вв.) подробно описан в книге Е. Бурдаевой. Изучив данный источник, мы с разочарованием отметили, что автор не уделил внимания народному костюму нашего села Новопокровского Проновского теротдела Ветлужского округа, отмечая при этом: «…можно выделить локальные особенности традиционной одежды, наиболее типичные для того или иного города, села и деревни».
В Новопокровском школьном музее есть раздел «Как рубашка в поле выросла», в котором представлен процесс изготовления одежды изо льна, выставка изделий. Материалы экспозиции помогут разобраться в особенностях народного костюма и других изделий изо льна, представляющих собой элементы материальной культуры людей, проживающих на территории Проновского теротдела Ветлужского муниципального округа в начале XX века, чтобы сохранить данную информацию для последующих поколений новопокровцев.
Технология обработки льна
Лён
Лён-долгунец – однолетнее растение, в густых посевах одностебельное. Из льняного волокна прядут нити, из нитей делают льняные ткани.


Из воспоминаний С.И. Шильниковой 1931 г.р.: «Подготовка к посевам льна велась в старину всю зиму. Люди собирали золу, птичий помёт, всё это шло на удобрения в почвы под лён. Сеяли лён в начале июня в народный праздник «Олены-Леницы» (3 июня). Сеяли лён наши предки вручную из большого лукошка. Почву боронили до посева и после посева. Когда лён вырастал до 10 см, его обязательно пололи. Теребили лён в августе, тоже вручную. Труд тяжёлый, всё в наклонку, да ещё все руки обдерёшь. Снопы льна свозили на риги, сушили там лён и околачивали семена. Околоченный лён расстилали на лугах на 3-4 недели, пока он не вылежится, не побелеет, чтобы треста отошла от волокна. Вылежанный лён ставили в «бабки», потом вязали «вязанцы» (огромный сноп из 3-4 снопов) из бабок, расположенных в разнокомелицу, чтобы лён не путался. Вязанцы везли на тока. Там мяли его в мялки и вручную, потом трепали, чесали специальными щётками. Получалось волокно. Мятый трёпанный лён вязали в «куколки» по сортам: который блестит, а который — как пушок. В куколку уходило «повесмов» по двенадцать. Повесмо – горсть мятого льна, его потом пряли веретеном или в самопрядку в долгие зимние вечера, это было традиционное занятие девушек на посиделках. Полученную пряжу красили, в качестве красителей использовали луковое перо, кору крушины, ивы, шишки ольхи, ольху, зелёную траву. Иногда пряжу просто отбеливали, для этого её на три дня замачивали в водный раствор золы, потом выполаскивали золу и расстилали на снежный нас».

Ткацкий стан

Льняную пряжу использовали для изготовления льняного полотна с помощью ткацкого станка. Непросто подготовить ткацкий стан к работе. В Новопокровском школьном музее ткацкий стан находится в рабочем состоянии, в 2005 году группа девочек прошла весь технологический путь подготовки ткацкого стана к работе вместе с бабушкой одной из них Таисией Васильевной Бусыгиной 1930 г.р., уроженки д. Звягино Ветлужского района. Процесс подготовки ткацкого стана сохранился на фотографиях.
Ткацкий станок своей матери передала в музей Тамара Даниловна Черноперова 1931 г.р., уроженка д. Пузыри Ветлужского района. Стан был в разобранном виде, некоторые детали утрачены. Ткацкий стан собран из отдельных деталей разных станов.

Во-первых нужно было произвести снование, для этого нужна сновальница. Сновальницу нашли в деревне Мостовая на чердаке у Анны Иосиповны Копалкиной. Сновальница раньше была одна на всю деревню, все желающие приходили для снования. Снование – от слова «основа», нужно подготовить нити для основы ткачества. Сновальница представляет собой центральный стержень, который вращается. К стержню прикреплены широкие ворота, при повороте нить наматывается на сновальню. Часто дети катались на сновальнице, как на карусели. Т.В. Бусыгина собрала стан, вставила нитки в бердо (в каждое отверстие по две нити белую и чёрную), навила нитки на большую колоду и закрепила. Дальше вдели нити в ниты, после нитов стоят ещё берда, вдели нитки в них. Закрепили нитки в малой колоде, куда потом наматывается ткань. Стан привели в рабочее состояние, Таисия Васильевна показала процесс ткачества, все участницы процесса сбора стана научились ткать.


⇒ К сведению. В наших краях из льняных тканей шили кошули (лёгкая фуфайка), саки (летний пиджак), чежолки (толстый пиджак), сарафаны, юбки, платки, полотенца, рубашки, штаны, пояса, половики, мешки.
Крестьянский костюм Проновского сельсовета
Женский костюм
Женский костюм прошлого столетия представлен в Новопокровском школьном музее.
Костюм женский №1 Проновского сельсовета представляет собой сарафанный комплекс, состоящий из рубахи, сарафана и пояса. Рубаха белая с длинным рукавом украшена вышивкой по горловине и по низу рукава в технологии креста. Вместо пуговиц для застежки рубахи используется цветной шнурок.
Сарафан пёстрый из нитей красного и белого цвета, собран на груди. Для отделки верхней части сарафана использована ткань того же вида. Лямки сарафана выполнены из ткани чёрного цвета. Длина сарафана ниже колена.
Пояс – необходимый элемент народного костюма, повязан выше талии.
Костюм женский №2 Проновского сельсовета представляет собой рубашку, юбку и пояс. Рубашка с коротким рукавом украшена вышивкой в технике креста. Пояс повязан на талии.
Юбка из пестрой ткани (пестряди), нити красного и белого цвета. Юбка на застёжке — крючок металлический. Длина юбки ниже колен.
Женский костюм Проновского сельсовета можно увидеть в Новопокровском сельском музее. Костюм состоит из рубахи красного цвета, длинной пёстрой юбки и пояса. Рубаха красного цвета с длинным рукавом собрана к краю рукава на резинку. Горловина рубахи украшена грибом, к которому пришита ажурная тесьма чёрного цвета. Горловина рубахи обвязана крючком нитью жёлтого цвета. Юбка длинная, до пола. При внимательном осмотре мы увидели, что это не юбка, а сарафан надет на манекен как юбка. По этому костюму возникли вопросы. Мы поговорили с хранителем музея А.Л. Лебедевой, она сообщила, что данный костюм был установлен до неё. Хранителем музея раньше была М.В. Щепина, но она тоже не знает, кто автор композиции. Следующим хранителем музея была В.А. Серебрякова Мы обратились к ней с тем же вопросом, знает ли она, откуда взялись элементы костюма. Она сказала, что при ней костюма не было и красной рубахи не было. В книге поступлений данных о дарителе нет. Мы обратились к ветерану музейного дела А.Н. Щегловой, по мнению специалиста, данная рубаха не соответствует традиционному костюму из-за глубокого выреза на груди.
В Новопокровском сельском музее сохранилась станушка – нижняя женская рубаха без рукавов. Она украшена ручным вязанием в технике крючок из белых тонких ниток.
Платок – важная часть женского костюма. Мы нашли пять платков разного размера, летние и зимние. Все платки имеют общую особенность – они все в клетку, крупную или мелкую или однотонные. Фотографии это подтверждают.
Мужской костюм
Мужской традиционный костюм начала XX века представлен в Новопокровском школьном музее. Костюм состоит из рубахи белого цвета с длинным рукавом, брюк галифе зелёного цвета, пояса. На ногах лапти с онучами.
Сарафаны и юбки
Мы изучили три сарафана, найденные в рамках нашей работы. Все сарафаны сшиты по одинаковой технологии: шесть прямоугольных клиньев, собранных на груди, бретели сарафанов выполнены из ткани чёрного цвета. Пестрядь рисунков новопокровских сарафанов очень близка к представленным образцам пестряди в книге.
Юбки, в школьном музее их три, также очень похожи на юбки, описанные в книге Е. Бурдаевой.
Пояса
С большим интересом мы изучали пояса. Оказывается, что пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма и на протяжении столетий играл важную смысловую роль: охранял уязвимую часть тела – живот, детородные органы от вражеского меча, злых духов и сглаза. Посему отношение к нему было особое: очень трепетное и серьёзное. Не случайно у наших предков существовал обычай: взяв в плен врага, в первую очередь, снять с него пояс, а уж потом – оружие, что означало – обесчестить его, превратить из вольного человека в раба. Обычай этот сохранился до сих пор в армии, когда нарушившего устав военнослужащего отправляют на гауптвахту. Из глубины веков дошло до нас и выражение: «он совсем распоясался» — что значит: ведёт себя не достойно. Существовало поверье, что в человека, снявшего пояс, может вселиться злой дух сатаны, поэтому православный люд ходил не распоясанным даже дома, а женщины не снимали пояса и ночью. На поясах имеются надписи, видимо, эти пояса девушки ткали для своих возлюбленных: «Незабудка, незабудка, незабудочка», «Милой спит горя незнаетадивченка», «Даю тебе».
Мы нашли и изучили пять мужских рубах, одна из них из красной пестряди. Вторая и третья рубахи похожи, одна из них хранится в сельском музее, другая в личном архиве семьи д. Воронцовское. Рубахи с воротником, украшены вышивкой. Описания и фотографий такой рубахи в книге нет, может быть, такая рубаха и является оригинальностью нашего Проновского сельсовета? По мнению методиста Ветлужского краеведческого музея Л.Л. Лебедевой, данная рубаха не соответствует традиционной мужской рубахе Ветлужского района. Всё-таки есть особенность традиционного народного костюма в нашем селе! Четвёртая рубаха – косоворотка из белого домотканого материала, украшенная вышивкой. Пятая рубаха белая косоворотка из покупного материала с яркой вышивкой.
Снежана Сычева, 11 класс Сергей Горохов, 10 класс, Ирина Соколова, 9 класс, Новопокровская школа. Руководитель Е.В. Шильникова, педагог-организатор Новопокровской школы