Сергей Александрович Назаров не мечтал быть пожарным. Всё вышло совершенно случайно. Три года назад вернулся в Ветлугу из Нижнего Новгорода, где окончил учебное заведение и прожил несколько лет, предложили поработать в пожарной части. На удивление, ему это дело понравилось и стало неотъемлемой частью его жизни.
С пожарным С.А. Назаровым пожарно-спасательной части № 105 Ветлужского округа беседуем в преддверии профессионального праздника пожарных.
— Вы гордитесь работой в МЧС России?
— Горжусь. Потому что помогать людям полезное, доброе и необходимое дело от которого на душе становится легко, тепло и хорошо.
— «Предупреждение, спасение, помощь» — это главные слова, на которые ориентируется МЧС России. Что они значат для вас?
— Предупреждение — в первую очередь, это та деятельность, которую мы проводим в рамках профилактики пожаров, так как предотвратить пожар проще, чем его потушить. Например, посещаем жилой фонд и организации для проверки противопожарной обстановки, проводим экскурсы по алгоритму действий в чрезвычайных ситуациях. Спасение — наша прямая обязанность. Пожарные спасают людей из горящих зданий, из задымлённых помещений, помогают при ликвидации последствий ДТП. Люди нас вызывают в разных ситуациях, например, помочь перенести тяжелобольного в машину скорой помощи или достать кошку с дерева. И мы едем, нам только в радость людям помогать.
— Как к вашей профессии относятся близкие?
— С опасением, но и с гордостью. Многое не рассказываю, потому что не обязательно им знать всё в подробностях, с чем приходится сталкиваться. Бывают такие ситуации, когда стоишь буквально на грани, и при каждом вызове неизвестно чего ожидать.
— Какие качества больше всего ценятся в пожарных?
— В первую очередь это отвага, потому что не каждый сможет шагнуть в огонь и выполнить нашу работу. Обязательно умение работать в команде, а это дружба и доверие, так как мы стоим плечом к плечу, например, входим в непригодную для дыхания среду звеном ГДЗС, в нём три человека, и жизнь друг друга зависит от каждого из нас. Нужно быть выносливым, сильным, ответственным, добрым и надёжным.
— Самая страшная ситуация на работе?
— Когда поступает вызов, включается сигнал тревоги, то подскакивает адреналин, и во время выполнения всех поставленных задач не чувствуется страха, только какое-то переживание. Осознание того, что могло бы случиться, приходит уже после. А так есть определённые опасения взрыва, если в очаге пожара присутствует газовый баллон, но всё равно выполняешь свою работу, следуя определённым инструкциям.
— Как часто благодарят за спасение?
— Практически всегда! Неоднократно приезжали в часть к нам. Кто-то специально ищет, чтобы сказать спасибо! На самом деле важно именно то, что люди не поленились и приехали, чтобы выразить свою признательность.
— Ваша работа для вас сложнее в физическом или психологическом плане?
— И то, и то. Потому что надо быть не только физически подготовленным, но и психологически. Люди разные: не каждый может войти в дым, огонь, не каждый переносит вид крови, а ведь приходится работать с пострадавшими, бывает даже с погибшими, и это тяжело на самом деле. Проводятся всякого рода тренинги. Так же при устройстве на работу мы бываем у психолога, и он может «на корню» сказать, подходит тебе такая работа или нет.
— Часто ли бывают ложные вызовы?
— Очень! Хорошо, что у нас граждане бдительны, звонят в любых ситуациях, когда увидят что-то странное, например, задымление.
— Есть ли у пожарных свои приметы и суеверия?
— Да, но не знаю, работают или они. Например, такая примета: при приёмке автомобилей и пожарно-технического Вооружения не желательно протирать мигалки. Нельзя до конца смены чистить сапоги, чтобы тем самым «не спровоцировать» очередной вызов, как-то раз всей сменой почистили ботинки и вечером поехали на вызов. Я не суеверный человек, ну тут, хочешь не хочешь, начнёшь верить, а может это было совпадение.
— Что вы скажете тем, кто только собирается связать свою жизнь с МЧС России?
— Хорошо подумайте, чтобы потом в процессе службы не пришлось пересматривать свои взгляды. Нужно все хорошо взвесить.
— Хотели бы, чтобы ваши дети выбрали эту же профессию?
— С одной стороны да, у меня растёт маленький сын, ему два года, но с другой стороны всё зависит от него самого, если он будет испытывать влечение к другому роду деятельности, не стану вставать на его пути и навязывать своё мнение.
— Чем вы занимаетесь на работе, когда нет вызовов?
— Кратко наш распорядок дня: вступаем на дежурство в 8.00, но приезжаем раньше — с 7.00 до 7.30, за это время полностью выкладываем боевую одежду, проверяем дыхательные аппараты и машины. Далее теоретическая подготовка, практическая подготовка, у нас многие шутят: учим уроки, но такие мероприятия по восполнению знаний регулярные. В практическую, физическую подготовку входят: тренировки с пожарно-техническим вооружением, прокладывание рукавных линий, резка проводов, арматуры, также у нас есть дымокамера, в которой тоже проводятся тренировки. Периодически у нас бывают тренировки на соцобъектах (школы, детские сады, больницы). Потом отдых и сон, но сна как такового нет, в любой момент мы готов выехать на помощь.
— Расскажите о вашем «боевом крещении»
— Считаю, у меня их было два. Первое наполовину, так как вызов поступил в момент передачи дежурства, поехали все, я был во втором карауле. Но по факту пожар тушил третий караул, а мы помогали. Настоящее «боевое крещение» непосредственно связано с вызовом на улицу Первомайскую, горел жилой дом. Из-за того, что поздно сообщили о возгорании, после ликвидации пожара были обнаружены двое погибших. Это было на самом деле «боевое крещение», именно тогда я прочувствовал всю суть профессии пожарного.