Домой Новости региона Человек и его дело Лидеры нижегородского образования

Лидеры нижегородского образования

Лидеры нижегородского образования
Н.М. Вихарев

Итоги Года педагога и наставника подвели в Нижегородском отделении Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года»

Торжественное мероприятие прошло в зале заседаний Законодательного собрания Нижегородской области. К участникам мероприятия по видеосвязи обратилась сенатор Российской Федерации Ольга Щетинина.

— За каждым успешным человеком стоит талантливый учитель, наставник. Думаю, каждый учитель в стране и в Нижегородской области так или иначе стал причастным к событиям Года педагога и наставника, почувствовал к себе больше внимания и заботы, — сказала она. — Сегодня мы продолжаем совершенствовать законодательную базу образования в стране, поэтому обязательно продолжим тесное сотрудничество с нижегородскими общественными организациями педагогов, с региональными органами власти в этом направлении. У нас очень талантливые, творческие педагоги, поэтому в качестве сенатора я буду особенно внимательно относиться к инициативам в сфере образования от Нижегородской области.

Председатель Нижегородского отделения Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», руководитель центра поддержки профессионального развития и наставничества «Горьковская школа» при региональном центре развития талантов «Вега», заслуженный учитель России Людмила Печникова представила итоги работы организации и главные достижения 2023 года:

— При непосредственном участии и  содействии педагогов — лидеров нижегородского образования был дан старт Года педагога и наставника в Нижегородской области, проведён региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года» в новом формате, который позволил поделиться опытом с коллегами буквально из всех муниципалитетов нашего региона; инициирован межрегиональный фестиваль «Учителя года – Пушкину» и проведён II межрегиональный форум «Горьковская школа». Наши учителя представляли опыт своей работы в разных регионах страны. Активная и профессиональная позиция нижегородских педагогов позволила прожить этот год ярко, насыщенно и проявить наставнический ресурс, способствовать повышению престижа учительской профессии в обществе. Учитель должен быть интересен своим ученикам, а для этого должен быть интересен самому себе в своей профессии.

Благодарственными письмами Законодательного собрания, которые вручил депутат Андрей Тарасов, наградили самых активных членов общественной организации «Учитель года». В 2023 году все они посетили каждый муниципальный округ Нижегородской области, где проводили открытые уроки, мастер-классы, семинары для будущих участников конкурса «Учитель года».

— Каждый из присутствующих сегодня в зале является яркой звездочкой в нашем регионе. Желаю всем удачи, взвешенных решений в реализации новых педагогических практик, которые успешно начаты в 2023 году в год педагога и наставника, — отметил депутат Законодательного собрания Андрей Тарасов.

На мероприятии новым учителям-наставниками вручили членские билеты Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года» и статус педагогов-наставников. Благодаря их усилиям в 2023 году 1564 учителя из каждого района области боролись за победу в этом престижном конкурсе.

В завершении мероприятия министр образования Нижегородской области Михаил Пучков вручил награды педагогам, подготовившим призёров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2022–2023 учебного года.

Участником торжественного мероприятия был учитель физики Ветлужской школы № 2, победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года» — 2023 Н.М. Вихарев.

Пресс-конференция.

По возвращении с финального этапа Всероссийского конкурса он дал пресс-конференцию. Преподаватель физики Ветлужской школы № 2 ответил на вопросы ветлужан и поделился собственным опытом участия в конкурсе.

— Вы согласились участвовать в конкурсе «Учитель года», потому что…
— Хотелось поучаствовать в муниципальном этапе конкурса «Учитель года». Были серьёзная подготовка и большая мотивация. Дальше уже сплошная  импровизация, чудеса, командная работа. Ещё мне настоятельно это рекомендовали и сказали, что у меня всё получится.

— Расскажите про основные этапы конкурса.
— Муниципальный этап в этом году проходил в ускоренном темпе. Пришлось пройти три испытания: методическая мастерская, урок на незнакомом классе и презентация педагогического кредо на муниципальном этапе. По результатам данных испытаний я стал победителем муниципального этапа. После проходил зональный этап, наша зона включала 11 муниципальных округов, то есть, весь север, начиная с Шаранги и заканчивая Воскресенским округом. Зональный этап проходил на базе Устанской школы. Нужно было провести мастер-класс и лекцию с залом на заданную тему – всего их было девять, каждую предстояло подготовить. Они распределялись по жеребьёвке. Мы рассуждали над высказыванием Константина Дмитриевича Ушинского. После этого следовало волнительное ожидание, потому что представлялся общий рейтинг по области, то есть не было такого понятия как «победитель муниципального этапа». Участников зонального этапа было 89 человек, и только 15 человек по областному рейтингу вышли на региональный этап. Таким образом, из нашей зональной группы оказалось трое участников: представитель Уренского округа, Варнавинского округа и я. Нас собрали на неделю в Нижнем Новгороде, провели с нами подготовку, обучающие семинары, и после этого на региональном этапе было два испытания. В Нижегородской школе № 182 мы на незнакомом классе проводили испытательное событие. После этого долго ждали общий рейтинг, по которому была определена пятёрка финалистов, которая пошла в финал регионального этапа. Ожидало ещё три испытания: мастер-класс, вопрос учителю году и медиа-визитка. После члены жюри попросили подождать и уже, потом в зале Нижегородской филармонии был объявлен победитель регионального этапа. Вкратце по хронологии: с февраля по конец апреля. 

— Что было самое сложное в этом этапе?
— Самое трудное – борьба с волнением в каждом этапе, главное – справиться с ним. Как бы ты ни старался, как бы ты ни готовился, какие бы супер методы не применял, всё равно за 15 минут до начала выступления волнение неизбежно. В зональном этапе, при большой аудитории профессионалов и коллег, я в первый раз проводил мастер-класс. Это уникальный опыт.

Ученики Ветлужской школы как-то помогли в этом? Вы как-то с ними экспериментировали…
— Ученики обеих школ здорово помогли мне. Я пробовал проводить устный урок со своими учениками, но со своими  всегда можно отработать тайминг, посмотреть, какие задания получаются хорошо, какие – не очень. Хочется поблагодарить учеников Ветлужской школы № 1, их помощь была неоценима. Всё то, что у меня получалось в конкурсных испытаниях, получалось, в первую очередь, с ними.

— Ученики поддерживали вас, когда вы проводили уроки на незнакомых классах?
— Когда я проводил уроки на незнакомом классе, на любом этапе чувствовалось, что ученики будто старались мне помогать. Это в моём случае, я знаю случаи обратные. На том же финале учитель географии из Смоленской области пошёл покупать магнитики и сломал ногу. Вместо него приехал Артём Зотин, учитель географии, с корабля на бал. Когда он проводил испытательное событие при Московской гимназии, ученики его немного провоцировали.

— Расскажите о финале конкурса.

Когда дело дошло до филармонии, я уже не волновался. Те, кто сидели в зале, волновались гораздо больше меня, это было видно. И на финале в Московской области Ирина Юрьевна Зиновьева написала мне: «Николай Михайлович, Вы нас успокаиваете, а надо бы наоборот». Что касается финала – это, конечно, уникальное событие. Думаю, он никогда не повторится. Мы находились с 21 сентября по 6 октября в гимназии имени Евгения Максимовича Примакова. Она занимает площадь около пяти гектаров. На этой территории находятся учебные корпуса, кампусы, в которых живут учащиеся, кампусы для преподавателей, футбольное поле, детские площадки, места для отдыха. Гимназия гуманитарная, обучение в год составляет 800 000 тысяч рублей. Соответственно, дети учатся тех родителей, которые заинтересованы в качественном образовании. Было сложно учителям английского языка, потому что дети, скажем так, владеют им на уровне носителей. Очень сложно было гуманитариям, потому что гуманитарная подготовка детей в гимназии – высокая. Сложно было и представителям точных наук, потому что точными науками дети занимаются в меньшей степени, чем гуманитарной. Сама организация, конечно, была на высочайшем уровне. Все 15 дней можно назвать «праздником». Конкурсантов ни на секунду не оставляли без внимания. Нас участвовало 90 человек – это российские регионы и плюс новые — присоединённые. Нас разбили на десятки, за каждой десяткой был закреплён куратор, который нас сопровождал, решал все наши проблемы, отвечал на все наши вопросы, когда бы мы их не задавали, в любое время. С этой стороны всё было хорошо организовано. И на самом деле, то, что мы жили на территории гимназии, было очень здорово, потому что, если бы жили в гостинице, то мы бы не сумели так познакомиться. Мы были на замкнутой территории, и волей-неволей нам пришлось познакомиться, подружиться, научиться коммуницировать, помогать друг другу. И, конечно, нельзя не отметить великолепные досуговые мероприятия, которые были организованы: концерт Сергея Лазарева, поход в театр имени Евгения Вахтангова на комедию «Мадемуазель Нитуш» с Марией Ароновой в главной роли, путешествие на теплоходе «Рэдиссон Ройал» по Москве-реке. Это яркие события, которые оставляют на сердце и в душе приятный след. Самое главное в финале – это люди, лидеры образования, которые собрались в одном месте. Каждый со своими идеями, творческими находками. Погружение в педагогическое общение даёт понимание того, что на расстоянии скучается по своей прекрасной школе и своему кабинету; того, как на самом мы, учителя, любим своих учеников и свои школы. И, конечно, наша школа – самая лучшая. У нас огромная страна, и в этой стране огромное количество таких же самых лучших школ, великолепных педагогов. В общении стало понятным, что возможности нашей системы образования ограничены только замкнутостью наших кабинетов.

— Вы планируете ещё участвовать в данном конкурсе?
— В ближайший год не планирую (смеётся).

Педагоги – это люди, которые всегда учатся, всегда обязаны повышать свою квалификацию, а любое участие в конкурсе педагогического мастерства, своего рода, повышение квалификации. Ты сидишь на курсах и думаешь: «Вернусь и как всё изменю!» Были ли у вас похожие мысли? Хочется ли что-то изменить, есть ли силы для этого и готовы ли вы это делать?

— Конечно, полностью меняется мировоззрение. Когда ты приезжаешь в школу с курсов и других мероприятий, ты хочешь перевернуть что-то в своей школе. Когда ты возвращаешься с финала конкурса «Учитель года России», ты хочешь перевернуть всё как минимум в регионе. Сейчас прорабатывается одна из идей, о которой пока не буду говорить, чтобы не сглазить. Я готов работать на любом уровне. Всё, что от меня потребуется: помощь методическая, эмоциональная, дружеская, простой разговор, если кто-то соберётся поучаствовать в конкурсе. Я готов начать с работы с молодыми педагогами.

Уверены ли вы в том, что сейчас будете учить детей лучше, чем раньше?
— Я и так хорошо учил. Дети не жаловались.

Есть информация, что один из этапов конкурса предусматривал вопрос президенту РФ. Было такое?
— Это правда. Вопрос был придуман, но в этом году президент встречался только с 15 лауреатами конкурса, поэтому вопросы задавали они.

Интересует, что спросили бы у Владимира Владимировича именно вы.
— Вопрос президенту мы прорабатывали вместе с командой Нижегородской области, и он заключался в разрешении извечного вопроса, кто же всё-таки важнее: физики или лирики? Перед этим была подводка, закончили бы, конечно, идеей многопрофильной олимпиады как одного из вариантов Всероссийской олимпиады.

 Как бы вы сами ответили на свой вопрос?

Я не разделяю людей на лириков и физиков. Вообще, в школе я мечтал быть искусствоведом. Потом стал математиком, в итоге – учителем физики. Я люблю поэзию, живопись, разную музыку и считаю, что мне это сильно помогает в преподавании физики. У меня был профильный гуманитарный класс, у них был один урок физики в неделю. Это было достаточно давно. Мы с ними только чем не занимались на уроках: искали пословицы, поговорки с физическим смыслом, анализировали тексты Бунина – почему туман стелется и тому подобное. Мы вспоминали Пушкина, которому принадлежит высказывание: «Вдохновение в геометрии нужно не меньше, чем в поэзии». Он увлекался естественными науками. Эйнштейн прекрасно играл на скрипке. Для меня этот спор решается очень легко: нет людей столько физиков, сколько лириков.

Может, была какая-то песня с вами в Москве, которая вдохновляла и поддерживала вас?
— У нас был девиз. Когда участники финала расстраивались, переживали, или в какие-то моменты у них что-то не получалось, они успокаивали себя очень простым девизом: «Дальше школы не сошлют» (улыбается). Насчёт песни… С конкурсом ассоциируется песня Владимира Высоцкого «Вершина». Любимые строчки: «Весь мир на ладони — ты счастлив в нём. И только немного завидуешь тем другим, у которых вершина ещё впереди». 

Учителя каких предметов принимали участие в конкурсе: основных или, допустим, были педагоги каких-нибудь необычных предметов, «экзотических»?
— Больше всего было историков. На втором месте – учителя русского языка и литературы. На третьем – учителя иностранных языков. На четвёртом –  физики. Далее: математики, информатики, географы. Участие принимали два учителя китайского языка из Новосибирска и Москвы и учитель музыки,  Е.С. Аршанский, который представлял Республику Крым. Он уникальный человек, композитор, поэт. В кампусе, где мы жили, стоял синтезатор, Евгений Семёнович каждый вечер устраивал мини-концерты, мы пели, читали стихи.

— Ваша мама – математик с большим стажем. Повлияла ли она на ваш выбор и помогала ли вам со вступительными испытаниями в педагогический?
— Особо не влияла на мой выбор. Она хотела, чтобы я стал ветеринаром, но не учителем. Я поступал по собеседованию, потому что окончил школу с серебряной медалью, собеседование прошёл успешно, экзамены вступительные не сдавал. Когда я уже пришёл в профессию и вернулся в родную школу, она мне помогала. Садилась со мной рядышком, и мы с ней делали «уроки». Во время конкурса она всегда говорила мне: «Не волнуйся».

— Напомните, пожалуйста, где вы родились?
— Я родился в Уренском районе, в селе Большое Горево.

— Вы учились в Нижегородском государственном педагогическом университете, правильно? А где жили: в общежитие или на квартире?
— Да. Жил на квартире.

— Поддерживается ли общение между участниками после завершения конкурса?
— У нас есть чат. Есть чат официальный, он называется «Финалисты «Учителя года России»», есть неофициальный, он называется «Пеликаны без  галстука». Мы делимся фотографиями, видео, своими эмоциями. Кто-то ездит в гости друг к другу и делится этим. У нас запущен челлендж, в котором мы все активно участвуем. Думаю, это продолжится.  Повторюсь, что в этом году организаторам удалось создать уникальную атмосферу, в которой мы жили как единый организм.

— Все, наверное, знают, что победителем конкурса стал учитель русского языка и литературы Олег Янковский. Почему именно он?
— Сказать, чем особенным он выделился для меня, я пока не могу. Это нужно спрашивать у большого жюри, они ответят на данный вопрос лучше меня.

— Вы посмотрели на учителей со всей страны и знаете учителей нашего округа.  Как вы считаете, наши готовы побороться в конкурсе «Учитель года?

— Конечно, готовы. Где-то я слышал формулировку «Лучший учитель Нижегородской области», и я с ней не согласен. Я не знаю, что это за понятие – «лучший учитель». Я – победитель конкурса. Конкурс – это всё-таки, конкурс. Конечно, на конкурс выходят лидеры школ, лидеры муниципалитетов, но всё-таки это конкурс. И когда общаюсь с коллегами из своей школы, понимаю, насколько они талантливы, профессионалы, отдающие всё своё время, всю свою душу, сердце детям, и удивляюсь, почему они не идут на конкурс.

— Если вдруг вам поступит предложение стать преподавателем, например, в университете им. Н.И. Лобачевского, вы согласитесь?
— В этом году точно нет.

—  Вы проводили мероприятие и уроки с детьми из своей школы, других школ на региональном, всероссийском уровнях. Чем ветлужские дети отличаются от детей из области и России?

—  Если начать с региона, мы проводили уроки в обычной нижегородской школе, у меня был обычный общеобразовательный десятый класс. Дети – они везде дети. Сказать, что там хуже, у нас лучше, – не могу сказать. наоборот – тоже. У меня было 12 школьников, в меру заинтересованных, в меру увлечённых, в меру воспитанных. У них есть большая гуманитарная «подушка», и это вызывает сложности. Когда они начинают отвечать на вопрос, то делают это развёрнуто, а мы привыкли, когда дети отвечают простым «да» или «нет», когда они отвечают быстро. Они там так научены. В целом, когда мне удалось пообщаться с ними в коридорах, они обычные ребята. Прекрасные, уютные, открытые. Но наши дети всё-таки лучше.

— То есть наши дети по интеллектуальному развитию им не уступают?
— Нет, нисколько. Это без сомнений.

— Николай Михайлович, отвечая на один из вопросов, вы обмолвились, что готовите проект после участия в конкурсе и не расскажете о нём, чтобы не сглазить. Всё-таки доля суеверности в вас есть, да? И как, пройдя такую подготовку к этапам конкурса регионального и всероссийского уровней, сказали, что вы даже к одному уроку прочитали 19 книг. Может вам, всё-таки, чёрная кошка пробежала дорогу, и поэтому вы не победили?
— Сейчас наступает такой момент, когда ты возвращаешься в свою родную школу, продолжаешь заниматься любимой работой, и уже начинаешь на всё смотреть по-другому. Повторюсь, на конкурс нужно смотреть как на конкурс. То есть, это судьбоносный волнительный момент, который бывает раз в жизни. Я человек немного суеверный. Есть у меня талисман, который я приносил с собой на уроки и воспитательные события. Считаю, он мне помог. Урок, на мой взгляд, прошёл прекрасно. Те причины, по которым многие достойные конкурсанты не попали в число пятнадцати, разные. Количество мест ограничено. Зато у всех нас шестнадцатое место.

— Николай Михайлович, проходя все этапы конкурса, прикоснулись к чему-то новому, что есть сегодня в системе образования? Скажите, на ваш взгляд, куда движется образование? Какие-то новые тенденции, направления в ней есть?
— Вопрос интересный и он требует глубокого анализа того, что проходило. Понятно, что столица и Московская область в какой-то степени задают определённый вектор развития. С нами встречался и проводил встречу министр образования  Московской области Илья Михайлович       Бронштейн. Из его выступления можно понять, что Московская область свою систему образования ведёт по каким-то единым требованиям и стандартам, но это сейчас цель сейчас вообще всей системы образования – создание единого образовательного стандарта.

— Ветлужане стали относиться к вам по-другому после вашего успеха? Не почувствовали себя в «звёздном» статусе?

— Определённо «звёздный» статус есть. До фотографий дело не дошло, но очень интересно реагируют дети, особенно из начальных классов. Они же меня не знают, урок физики с седьмого класса. Бежит мальчик из началки, остановился, смотрит на меня, и говорит: «А мы Вас с папой по телевизору видели. Это же Вы?», отвечаю: «Это я». Стало много людей здороваться со мной на улице. В комментариях много сообщений, я так понимаю, что это со всей области. Люди пишут поздравления, слова поддержки, приходили  сообщения от моих выпускников. Одна женщина написала: «Спасибо! Вы мой педагог», я так долго вспоминал её, вспомнил.

— Поздравил ли вас губернатор Нижегородской области? И если да, то как?
— Он сделал пост с поздравлением, лично мы не встречались. В такой форме поздравил.

— Что за знак у вас на груди?
— Это пеликан. Его получили все 90 финалистов. Конкурс проводится в 34-ый раз. И каждый год у этого значка уникальный дизайн. Вот соберёмся, например, мы, финалисты 2002 года, 2010, 2015, 2023, мы по этим значкам узнаем друг друга. Он золотой.

— Какой он – идеальный ученик — лично для вас?

— Нам не нужны идеальные ученики, с ними работать тяжело. Ребёнок должен баловаться, он должен быть любознательным. Мы все с вами разные. Быть идеалом – неинтересно. Интересно, когда немножко где-то неидеально: где-то чуть лучше, где-то чуть хуже. Сегодня в седьмом классе привёл пример «сколько молекул в одном кубическом сантиметре воздуха?» До конца урока оставалось десять минут. И мы десять минут с семиклассниками разбирали, где ещё и сколько может быть молекул. Каких только вопросов они не задавали. И те, кто учится хорошо, и те, кто учится не очень. Но самое главное, что их это заинтересовало. Пусть они неидеальные, но они любознательные, с которыми очень интересно.

— Как физика появилась в вашей жизни?

—  Она появилась в университете. Физико-математический факультет хотя и был разделён в те годы, когда я учился, на два: отдельно математический, отдельно физический факультеты, но, тем не менее, физику усиленно изучали на протяжении четырёх лет. Было много экзаменов. Когда я вернулся в родную школу, так получилось, что математики не было, информатика была в зачаточном состоянии, мне предложили поработать учителем физики, я согласился. Моей педагогической карьере 19 лет.

— Если вдруг отменять физику по всей стране, то какой другой предмет, кроме информатики и математики, вы стали бы преподавать?
— Если отменят физику, математику и информатику, то, так понимаю, мы будем жить в пещере, занавешенной шкурами, поэтому я могу предположить, что буду вести живопись (смеётся).

Ваш комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.