После Октябрьской революции 1918 года в нашей стране церкви массово закрывали, скидывали колокола с колоколен, изымали из храмов всё ценное и отдавали помещения под клубы, зернохранилища, склады, мелкие производства… Не обошло это явление и наш Ветлужский округ.
Старинных церковных зданий в нашем купеческом городе и в сёлах Ветлужского округа немало. Храмы возводили на деньги благотворителей – купцов, дворян, помещиков, а то и строили всем миром, собирая средства по копеечке. Это память предков, связь времён и поколений, и, к счастью, находятся люди, сумевшие это понять и решившие действовать.
По словам Раисы Анатольевны Вихаревой, коренной жительницы с. Белышева, их село издавна славилось своими церквями. Такого числа храмов не было ни в одном селении богатого церквями Поветлужья.
Первая деревянная церковь в Белышеве была построена в 1628 году князем Ф.И. Мстиславским в честь Святителя Николая. С тех пор деревня Белышево стала называться селом Белышево. В 1694 году боярин А.Ф. Лопухин строит в Белышеве вторую деревянную церковь — в честь Тихона Чудотворца. В 1732 году князем И.В. Одоевским ветхая деревянная Николаевская церковь заменяется новой. В 1751 году И.В. Одоевский строит в селе третью деревянную церковь — в честь святого мученика Харлампия.
В 1853 году князьями Мещерскими на месте старой деревянной Тихоновской церкви строится новый каменный храм во славу Воскресения Иисуса Христа из мёртвых. Особую красоту ему придавала трёхъярусная колокольня при двухъярусном звоне. Последний священник белышевских храмов Александр Благовещенский в 1937 году был арестован и расстрелян. В этот же год закрыли все церкви в с. Белышеве. С них сняли кресты, колокола, увезли ценные иконы и различную церковную утварь. Старожилы рассказывали, что все старинные уникальные церковные ценности, знакомые православному белышевскому люду с детских лет, под конвоем на повозках увозили в Шарью. Колокольню перед этим разбили на части. Когда сбрасывали колокола с церкви, народ сбежался со всей округи, от мала до велика, большинство людей горько плакали.
С конца XVII века с. Белышево с его деревянными храмами представляло собой удивительный объект православной веры. До середины XIX века в Белышеве было три деревянных храма. До каких времён они функционировали, точно неизвестно, но Николаевская церковь работала вплоть до тридцатых годов XX века. На фундаменте одной из деревянных церквей в советское время было построено здание сельсовета, а остатки других храмов можно увидеть в помещичьем усадебном парке.
Раиса Анатольевна с горечью вспоминает, как в возрасте 7-8 лет она с друзьями-одноклассниками лазила в заброшенную деревянную церковь Святого Николая. Во время практически поголовного насаждения атеизма неразумные дети в старинной намоленой церкви били окна, играли в прятки, кричали, рисовали и оставляли автографы на древних стенах и на строгих святых ликах со старинных деревянных картин, кувыркались, прыгали… Позже колхозники разобрали церковь по брёвнам. Из чудом оставшихся старинных икон были сколочены и перекрашены в чёрный цвет парты для учеников Белышевской школы, а из брёвен в пойме реки Нужны на возвышенности построили колхозный свинарник… После этого река Нужна каждую весну стала в этом месте сильно выходить из берегов, сильно разливаясь, и на свинарник работникам можно было попасть только на лодках. Это было неудобно, от сырости гибли животные, немало работников заболело ревматизмом, и через несколько лет свинарник решили оттуда убрать, брёвна распилить и развезти на дрова колхозникам. С тех пор никогда так сильно река Нужна не затапливала берега, где ранее стоял свинарник, построенный из брёвен старинного храма.
— Прости, Господи, нас за грехи наши тяжкие, — тяжело вздохнув, продолжает свой рассказ Раиса Анатольевна. Её мама с бабушкой, несмотря на запреты, всё-таки пару раз на какие-то православные праздники возили маленькую Раю в церковь в Ветлугу. Но об этом никто не знал из её подруг и знакомых, иначе девочку исключили бы из пионеров. В церкви Рае понравилось, там было красиво, нарядно, необычно, все молились, пели – ощущения были похожи на то, что смотришь на что-то сказочное. После этого храм она не посещала много лет.
К вере в Бога Р.А. Вихарева пришла осознанно в зрелом возрасте, после смерти мамы, с которой была очень близка. Она долго переживала утрату близкого человека. Затем убитая горем женщина стала отчаянно молиться, сначала неумело, слова молитв практически не зная, но с верой. К своему удивлению, стала замечать, что постепенно, как эхом из далёкого детства бабушкины молитвы вспоминались, как-будто ей кто-то помогал вспомнить, и заметила, что после молитв её душе становится намного легче.
Раисе Анатольевне постепенно пришло осознание того, что в жизни она наделала немало грехов. Один из них – тот, когда будучи ребёнком она с друзьями била стёкла в заброшенном древнем деревянном храме Святого Николая… Р.А. Вихарева вместе с единомышленниками организовали уборку в одном из сохранившихся зданий заброшенной и заросшей деревьями Воскресенской каменной церкви в селе Белышеве.
В советское время здание храма использовали как мастерскую, потом — как колхозный склад. Инициативная группа жителей села по восстановлению храма начала работу в 2011 году. Тогда ещё были живы старожилы, которые посещали эту церковь. Большого труда и сильных уговоров понадобилось, чтобы открыть двери заброшенного здания. На всю жизнь запомнила Раиса Анатольевна трагически счастливые эмоции жительницы д. Березники старенькой тёти Нины…, которая, с благоговением зайдя в открытые двери храма, ещё разбитого, пыльного, с валяющейся повсюду рухлядью, перекрестившись, начала целовать стены, со слезами приговаривая: «Я знала, что побываю когда-нибудь ещё в святых стенах родной церкви, теперь и умирать не страшно»!
Восстановительных работ проведено немало с помощью земляков, потомков людей, которые здесь раньше жили, местных депутатов, других неравнодушных людей удалось собрать небольшую сумму на ремонт кровли, навести порядок внутри и вокруг здания, застеклить окно, оборудовать молельную комнату. Шаг за шагом, собирая средства всем миром, отремонтировали стены в молельной комнате. Несколько раз пытались оштукатурить и покрасить помещение, но, к сожалению, современная штукатурка и белила не держатся на стенах храма. Что это? За длительное время переувлажнение кирпичной кладки? Или нужен какой-то особый для штукатурки материал, который ровно ляжет на старинную краску? Пока неизвестно, нужен совет специалистов. Но, несмотря на различные нюансы, в молельной комнате красиво и уютно, здесь какая-то особая аура. В престольный праздник — Тихонов день — и в некоторые другие православные праздники проходят богослужения, которые служат священники ветлужских храмов. Сюда всегда можно прийти, помолиться, поставить свечку. Кроме того, на месте, где стояла Николаевская церковь, установлен крест-памятник, за которым бережно следит Раиса Анатольевна со своими сподвижниками.
Рядом с храмом сохранились захоронения с мраморными надгробиями помещиков Бердниковых – Ивана Лукьяновича 1820-1892, его сына Николая Ивановича и младенца Марии, предположительно, дочери Николая Ивановича. Надгробный памятник Николая Ивановича Бердникова, к сожалению, перевернут табличкой с надписью, и буквально «врос в землю». В данный момент поднять и правильно установить тяжелейший памятник невозможно — нет у сподвижников специальной техники. В том, что надгробные памятники очень тяжёлые, свои плюсы, иначе предприимчивые люди давно бы унесли могильные плиты на различные хозяйственные нужды. За захоронениями осуществляется уход. Летом возле храма обязательно скашивается трава и вырубаются кустарники, что обеспечивает проветривание стен храма и предохраняет от пожара. Опрыскиваются плодовые деревья, сирень и другие декоративные кусты от вредителей. Излишнюю влагу люди отводят от храма, прокопав канавки.
Р.А. Вихарева с радостью отмечает, что со временем к их команде присоединяются новые участники. Люди помогают деньгами, инструментом, автотранспортом, главное, никогда не отказывают в просьбах сделать посильную работу по восстановлению храма, даже самую, на первый взгляд, незначительную, ведь храм в селе должен жить.
Постскриптум. Благодарю Анастасию Штырову и Наталью Сергеевну Кочеткову за предоставленную литературно-творческую работу «Моя семья в истории белышевских храмов», которая была использована при подготовке материала.