Home Спецпроекты Краеведение Осталось только название ч.2

Осталось только название ч.2

Осталось только название ч.2

Каркалово — одна из многих исчезнувших с лица земли деревень

Коллективное хозяйство

Проезжих дорог не было. Был случай, когда вытаскивая телегу из очередной ямы, её ненарочно порвали. Водителем автомобиля-молоковоза был Николай Семёнович Межевой, он также собирал молоко со всех окрестных  ферм. Если дорога была сильно грязная, то молоко во флягах вывозили с ферм до д. Овечкино, а потом выливали в молоковоз и отправляли на молокозавод. На конюшне работал Леонид Иванов. Разрешение на лошадь давал бригадир, лошадь нужно было поймать в выгоне, а зимой — в стойле. Почты в Каркалове не было. Почтальон Александр Васильевич Чистяков на лошади 13 лет  возил почту сюда из Новопокровского. На заправке и кладовщиком работал Анатолий Васильевич Большаков. На склад свозили зерно со всего первого участка, а потом брали на посев и на корм скоту. Каркалово была большой деревней, в 1970-е здесь проживало более 150 человек.

Почему исчезла деревня Каркалово? В государстве была политика укрупнения и централизации. Объединили школы, фермы, убрали медпункт и магазин. Жить стало трудно, работать людям негде, вот и двинулось население деревни в поисках лучшей жизни. Это было в начале 1990-х, в перестройку.

Последними коренными жителями Каркалова были: Валентина Александровна Смирнова (жила в Каркалове до 1995 года), Софья Александровна Занегина (обе внучки первопоселенца В. Чистякова), Анатолий Павлович Смирнов.

 Каркаловская интеллигенция

Самыми уважаемыми людьми в деревне Каркалово были учительница А.И. Соколова и доктор П.А. Софронов. Оба они были людьми образованными, местными. Павел Андреевич до Великой Отечественной войны окончил Ветлужское медицинское училище, Анна Ивановна, в это же время, — Ветлужское педагогическое училище. Вместе ходили пешком до Ветлуги. Оба — участники Великой Отечественной войны. Павел Андреевич был фронтовым доктором, Анна Ивановна — зенитчицей. После войны оба вернулись на родную землю и всю свою жизнь учили и лечили своих земляков.

С огромной благодарностью вспоминают разные поколения каркаловских учеников свою учительницу. Жила Анна Ивановна в соседней деревне Глазовке с мамой. Н.В. Комлева 1938 г.р. вспоминает: «Сразу после войны школы в деревне не было, учили нас в доме Редькиных, там было две половины. Пошлёт нас Анна Ивановна с Валькой Беловым за обедом до Глазовки сбегать, мы и рады, там её мать нас покормит, да потом ещё и Анна Ивановна поделится…» А.Н. Щеглова 1961 г.р. вспоминает: «Анна Ивановна жила при школе, её комнату мы называли «золотой». Счастьем было, если Анна Ивановна попросит что-то принести из комнаты. В комнате стоял круглый стол, накрытый «золотой» скатертью с огромными бомбонами, на кровати лежало «золотое» покрывало, на окне висела «золотая» портьера. Ни у кого в деревне в то время не было такой красоты». Уважение деревенских жителей проявлялось ещё и в том, что они входили в состав любой комиссии в деревне, к ним обращались за советом.

Великая Отечественная война в судьбе деревни

Жители деревни Каркалово встали на защиту Родины. В архиве Новопокровского школьного музея в списках награждённых за подвиги во время Великой Отечественной войны есть жители деревни Каркалово. Это Г.И. Крупин (медали «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейные медали, орден «Знак Почёта»), Н.И. Еремеев (медаль «За боевые заслуги»), П.А. Софронов (медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За боевые заслуги»), И.И. Лепёшкин (медали «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону советского Заполярья»), А.В. Большаков (медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»), М.И. Смирнов (медаль «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»), В.Л. Смирнов (орден Славы III степени), П.И. Еремеев (медаль «За боевые заслуги», орден Красной Звезды), П.В. Ежов (Медаль «За отвагу»), Л.В. Иванов (медаль «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орден Красной Звезды), Д.Н. Аписов (медаль «За взятие Берлина»), А.И. Соколова (орден Отечественной войны II степени).   В списках, погибших по Проновскому сельсовету тоже есть фамилии жителей деревни Каркалово: М.А. Бурков, А.П. Гусев, С.И. Ежов, Геннадий Иванович Ежов, Григорий Иванович Ежов, Г.И. Еремеев, М.И. Еремеев, Н.А. Панов, В.П. Разумовский, И.А. Тарелкин.

Мужское население, кроме стариков и инвалидов, было мобилизовано на войну, и основной груз работы в тылу лёг на плечи женщин и подростков. Немало автомашин и тракторов, лошадей было направлено на нужды фронта, так что сельскохозяйственные работы выполнялись на старых лошадях, быках и даже на коровах. Нередко в ярмо впрягались люди. На нужды фронта работал Берёзовский порошково-спиртовый завод. Порошок поташ копили всю зиму, а весной обозом лесами вывозили к железной дороге. Несколько работников завода (мужчин) имели бронь, но основная работа легла на плечи женщин и подростков.

Из воспоминаний Л.Н. Панова (архив Новопокровского школьного музея, 2005 г.): «В 1941 году молодых девушек и ребят забирали на трудовой фронт, на строительство оборонных сооружений. Из  Каркалова три девушки отказались от работ, их долго уговаривал председатель сельского совета Крупин, пугал, что могут посадить. Одна из них поддалась на уговоры и отправилась на работу. Двое других, Галина Беляева и Шура Чистякова, спрятались в старой баньке. За отказ от работы им дали по 10 лет исправительно-трудового лагеря и три года высылки. Мой дядя в это время работал лесником в Костромской области, совершая обход, он случайно встретил в лесу Галю Беляеву, заключённые работали в лесу. Он написал письмо в Каркалово. Мать Галины Анна уговорила меня пойти с ней в этот лагерь, чтобы найти свою дочь. Я согласился, это было в ноябре. Дядя помог нам найти лагерь. До лагеря мы шли пешком 50 км, дремучим лесом, только в небо дыра. Нашли… А ещё помню, как забирали дезертиров, крестьян-единоличников, которые отказывались идти на войну. Дезертиров в войну было много в наших краях…» В Новопокровском школьном музее хранится часть автомата ППШ, найденного на чердаке заброшенного дома в д. Каркалове, оставшегося после скрывавшегося здесь дезертира.

После войны в деревнях жить было очень трудно. По воспоминаниям Н.В. Комлевой 1938 г.р.: «Отца убили на войне, нас осталось у мамы трое. Жили бедно. Душили налоги, нужно было сдать государству масло, мясо, яйца. В семье Редькиных глава семьи работал в овине, сушил снопы. Чтобы накормить голодных ребятишек принёс домой в кармане сорок колосков. За это его посадили…»

Расцвет деревни Каркалово пришёлся на 70-е годы XX века. В 80-е годы деревня начала потихоньку уменьшаться. Перестройку не выдержала.

Жители деревни Каркалово за время её существования менялись, уезжали и приезжали, рождались и умирали. В похозяйственной книге по деревне Каркалово до 1972 года числилось 35 хозяйств. Со слов Надежды Павловны Воронцовой, уроженки д. Каркалово я нарисовала схему деревни Каркалово, узнала о жителях, которые проживали там в 80-е годы прошлого века. В то же время в Каркалово переехала моя двоюродная бабушка Галина Михайловна Бузикова и мой папа Владимир Александрович Тихомиров. Сейчас нет бабушки и нет папы, их памяти я посвящаю мою работу.  

Анастасия ТИХОМИРОВА, Новопокровская школа.

Ваш комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.