Домой Социум Люди и судьбы СОЧЕТАЛ В СЕБЕ ИСКУССТВО ХИРУРГА, ТАЛАНТ ПЕДАГОГА, ЛИЧНОСТЬ УЧЁНОГО И ДОСТОИНСТВО ГРАЖДАНИНА. ч.4

СОЧЕТАЛ В СЕБЕ ИСКУССТВО ХИРУРГА, ТАЛАНТ ПЕДАГОГА, ЛИЧНОСТЬ УЧЁНОГО И ДОСТОИНСТВО ГРАЖДАНИНА. ч.4

СОЧЕТАЛ В СЕБЕ ИСКУССТВО ХИРУРГА, ТАЛАНТ ПЕДАГОГА,  ЛИЧНОСТЬ УЧЁНОГО И ДОСТОИНСТВО ГРАЖДАНИНА. ч.4

К 155-летию со дня рождения П.Ф. Гусева

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Всего земским хирургом сделано за 50 лет хирургической деятельности, более 20 тысяч операций. В работе хирурга в провинции, без клиники, без консультанта есть хорошая сторона: в этих условиях быстро привыкаешь работать самостоятельно, с удесятеренной энергией мыслишь, ищешь, дерзаешь, добиваешься поставленной цели.

В этих условиях врач при упорном труде может сделать много, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, подлинным мастером, виртуозом своего дела.

Прав профессор Заблудовский, когда пишет, что «земские хирурги, может быть, не выделяли имён, обогативших хирургическую науку крупными вкладами, но они чрезвычайно способствовали популяризации хирургической помощи, приближению её к населению, обладая большим опытом. Многие из них внесли ряд научных наблюдений».

Свои наблюдения во время русско- японской войны П.Ф.Гусев изложил в трёх научных работах. На одну из них «18 случаев трепанации при огнестрельных ранениях черепа» получил от редактора научного журнала «Хирургия» профессора Дьяконова любезный отзыв.

Этот отзыв уважаемого профессора воодушевил тогда ещё молодого хирурга, начинающего автора, придал энергии в работе, вселил уверенность в продолжение научных исследований.

Такое же большое удовлетворение оставило впоследствии письмо дорогого Алексея Васильевича Мартынова – профессора Московского университета, которого приходилось встречать только на хирургических съездах.

П.Ф. Гусев писал в хирургических журналах и сборниках о редких интересных в медицинском отношении случаях, о своих наблюдениях, об операциях. Писал об операциях, которые в то время только начинали применяться.

Когда задумал писать об операциях при грыжах, то невольно задавал себе вопрос: а стоит ли писать? Ведь так много написано об этом в иностранной и русской литературе, сделано много докладов в хирургических обществах и на съездах. А с другой стороны было ясно, что грыжа заболевание частное, отражающееся на работоспособности, и при ущемлении очень опасное. «Припоминались затруднения во время операций, особенно ущемлённых грыж, встречались новые явления в течении болезни, возникали сомнения в правильности действий при операциях, изыскивались наиболее эффективные пути и средства в достижении поставленной цели – и в борьбе за судьбу оперированного больного. Все это подсказало мне, что, несмотря на большое количество работ о грыжах, остается много невыясненного: какой способ радикального лечения лучше и меньше даёт рецидив? Как лучше поступить при омертвении кишки в ущемленной грыже?  Что делать при разных непредвиденных случаях, вроде ранения мочевого пузыря и прочее? Это и послужило мне поводом сообщить некоторые данные своих наблюдений над больными после 1000 сделанных грыжесечений. Я всегда в своих работах писал о том, что называлось жизнью, что соответствовало жизни и интересам больных. В практике, например, встречалось много выпадений матки. В связи с этим я изучал много литературы, ознакомился с предложениями и способами операций, внедрял в свою практику, а затем на основе анализа своих собственных операций и течения болезни послеоперационных больных делился своими опытами на страницах журналов и сборников.

То же самое можно сказать и о значительном числе хронических язв, наблюдающихся у больных. Их пришлось оперировать различными методами и способами. Эти результаты также были обобщены в обширной монографии.

Длительная практика работы в провинции дала мне право высказать свои мысли о характере, стиле и методе работы в этих условиях. Свои соображения я высказал в статье «О характеристике хирургической деятельности в провинции в прошлом, настоящем и перспективы на будущее», опубликованной в «Новой хирургии» за 1926 год.

Отдам должное в борьбе с травматизмом, обслуживая много лет рабочих на лесозаготовках и сплаве леса, я опубликовал научную работу «К характеристике условий работы и заболеваемости рабочих лесного промысла. Всего мною опубликовано свыше 40 научных работ.

Придавая большое значение пропаганде медицинских знаний среди населения, я принимал активное участие в местной печати. Темы этих статей были самые различные: о гриппе, вреде алкоголизма, курения, о вреде абортов, борьбе с раком, об аппендицитах и на другие медицинские темы. На протяжении своей практической и научной деятельности, педагогической и общественной работы, я считал своим долгом с честью и достоинством носить почетное звание врача, самоотверженно служить нашей партии. Родине и народу».

Неиссякаемая энергия П.Ф.Гусева, спасшего многие сотни человеческих жизней, толкала все дальше и дальше развитие здравоохранения в Ветлужском уезде, а потом и районе.

Врач, журналист, научный сотрудник Института грудной хирургии Академии медицинских наук СССР Михаил Борисович Ценципер в книге  «Человек будет жить», выпущенной издательством ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» в 1958 году приводит разговор между Разумовским Василием Ивановичем и Опокиным Александром Александровичем, известными во всем мире врачами — хирургами. В книге о хирургии и хирургах рассказывается об их борьбе за разрешение одной из сложнейших проблем хирургии — проблемы операций на легких, о замечательных людях, посвятивших себя этому благородному делу, о труде хирурга и качествах, необходимых человеку этой профессии.

К сведению. (В.И. Разумовский (1857–1935) — российский и советский хирург, доктор медицины, профессор, Герой Труда, заслуженный деятель науки, великолепный организатор, был известен не только в России, но и за рубежом. Благодаря его организаторскому таланту были созданы три университета. А.А. Опокин (1878-1939), профессор, крупный военно-полевой хирург, основоположник торакальной хирургии в Сибири, ученый-организатор, общественный деятель, 11 лет возглавлявший кафедру общей хирургии Томского университета и 9 лет кафедру хирургической факультетской клиники Томского медицинского института).

Отрывок из этой книги «Человек будет жить»:

 «Как-то в один из зимних дней 1906 года Разумовский попросил Опокина зайти к нему в кабинет и спросил:

— Ну, как идут дела? Что написали ваши корреспонденты?

Опокин ответил:

-Знаете ли, я поражен. Думалось, что соберу едва полсотни случаев, а тут всё шлют и шлют.  Двадцать крупных хирургов прислали свои разработки. Так что к настоящему времени мне известно о ста четырнадцати пневмотомиях в России. Если учесть статистику немецкого ученого Гарре, который в 1902 году собрал четыреста случаев подобных операций во всем мире, то наш, русский, материал составит, пожалуй, двадцать пять процентов. Но это не всё. У нас в клиниках применяется уже рентгеноскопия, а профессор Цейдлер в Петербурге делал впервые в мире местное обезболивание при операциях на легких. Да и наши предложения о подшивании легких к ране и другие находят применение.

— А ну-ка, прочтите, где у нас оперируют?

И Опокин читал: Москва, Киев, Харьков, Петербург, Варшава, Казань, Смоленск,  Полтава, Ветлуга, Николаевск в Самарской губернии, Оса – в Пермской, местечко Фолешти в Бессарабии, Елец в Орловской…

Пока Опокин читал названия русских городов и местечек, где профессора и обыкновенные рядовые врачи оперировали на легких, Разумовский все ходил по кабинету. Потом вдруг остановился и расхохотался.

— Ветлуга, говорите? Николаевск в Смоленской губернии! Оса в Пермской! Фолешти в Бессарабии! Города, о которых не только за границей, но и в России не каждый слышал. И там оперируют на легких! Здорово! Браво земским врачам! Вы только подумайте — там Париж, Берлин, Лондон, Женева, Бреславль, Рим, профессора-хирурги, имена, которых гремят по свету… А тут Ветлуга или Оса, затерянные где-то в дебрях Российской империи, куда, как говорил Гоголь, год скакать — не доскачешь. Там первоклассные знания, операционные с полным оборудованием и аппаратами, персонал, обстановка, деньги. А тут земская больница, созданная заботами врача, где врач и фельдшер один на один выходят на борьбу со смертью в такой области, как хирургия легких. Ведь из двадцать шести названных вами городов только в девяти имеются университеты, а в остальных земские больницы! Оказывается, что и в наших лечебных учреждениях оперируют не только при нагноениях легких, но и при опухолях и даже при туберкулёзе!..»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Высокое профессиональное мастерство хирурга П.Ф. Гусева, полученное им университетское образование, способствовали становлению его как педагога. С 1899 г. (до 1917 г.) он преподавал курс анатомии, физиологии и гигиены в женской гимназии и уездном училище г. Ветлуги. С открытием в 1918 году Ветлужского лесотехникума, Павел Федорович преподаёт в нем дисциплину «Охрана труда и профилактика лесного травматизма», а с открытием в 1921 году педагогического техникума для будущих учителей «Охрана здоровья детей, гигиена и санитария».

Большая заслуга П.Ф. Гусева в том, что он является основоположником среднего медицинского образования в Поветлужье. Ещё во времена земства в 1910 году он пытается организовать курсы для ученых санитарок (в то время они назывались сиделками), доказывая важность ухода за больными в исходе лечения. Но только в 1920 г. по его инициативе открывается в г. Ветлуге школа медицинских сестер, где он был заведующим.

После закрытия школы сестёр в 1924 году в связи с недостаточным финансированием, П.Ф. Гусев вновь добивался открытия в Ветлуге среднего профессионального медицинского образования на всех уровнях. И только в  1930 году по инициативе Крайздрава в г. Ветлуге был открыт медицинский техникум, а с 1935 года техникум реорганизован в фельдшерскую школу, где он был и заведующим учебной частью, и бессменным преподавателем, вплоть до самой смерти – 2 ноября 1949 года.

Подробно о подготовке средних медицинских кадров в г. Ветлуге описывалось в районной газете в 2020-2022 годах.

Н.Ю. Рябкова, Е.И. Лисина

Ваш комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.