Море не отпускает до сих пор
Кого летом ни послушаешь, многие хотят на море, повеселиться, отдохнуть, отвлечься от повседневной суеты… Но есть и те, для кого море — жизнь, кто связал свой профессиональный путь с бушующими волнами, морской романтикой, — моряки. Такой человек есть и в нашем округе — Юрий Николаевич Гагарин.
Юрий Николаевич – не коренной ветлужанин, он родился в Волгоградской области, работал много где и, как полагалось советскому юноше, прошёл службу в армии с 1979-го по 1981 год. Затем – был водителем, но эта стезя длилась у него всего лишь год. Сельская местность, возможностей мало, да и в обыденной жизни села вариться не хотел.
Человек выбирает ту профессию, к которой душа лежит, но встречаются и те, кто встаёт на какой-то профессиональный путь случайно и сойти с него уже не хочет. Так можно сказать и про Юрия Николаевича. Хотел новых ощущений, чего-то нестандартного, и тут… Его армейский товарищ, родом из Калининградской области, пошёл в море на рыболовецком судне и позвал его с собой. Мореходная школа,
специальность «моторист» – и вот заветный первый рейс в северо-восточной Атлантике – в Баренцевом море в рамках Калининградской базы тралового флота. «Само собой как-то состоялось в жизни, прикипел, определённая романтика по молодости, постоянные перемещения…» – признаётся мой собеседник . Жена отговаривать не пыталась: «Бесполезно … Да, и если он счастлив, пусть работает», – отметила Ольга Ивановна Гагарина.
Ю.Н. Гагарин отличался прекрасной учёбой и хорошо зарекомендовал себя, поэтому ещё во время обучения состоял в штате – работой был обеспечен.
Чем же занимаются моряки на рыболовецких судах? На самом деле, это очень интересный и, как я понял, сложный процесс. Само судно можно сравнить с футбольным полем: огромная машина с экипажем более 100 человек. Сколько оно весит, представить страшно. Такие размеры обусловлены выполняемыми задачами. Там проходил полный цикл: сначала рыбу ловили, опуская тралы и поднимая из воды 40 тонн за раз, затем перерабатывали, замораживали и загружали в трюм для дальнейшей транспортировки на берег. «Транспортёры везли всё или в Советский Союз, или за границу», – пояснил Ю.Н. Гагарин. Юрий Николаевич выполнял крайне важную и ответственную работу – отвечал за техническое состояние всей этой
махины, ведь по специальности он моторист.
Работу всего экипажа лёгкой назвать невозможно. Работа в шторм? Запросто! Начавшийся в конце августа рейс застал осенние шторма. Установка такова: до 6 баллов работа не прекращается, однажды пришлось даже прятаться от природной стихии за о. Медвежий. А при переходе в Намибию и вовсе обрушилась непогода – шторм в 9 баллов – скорость сократили, судно зашло на волну. А чего стоит их график – 4 часа работы, 8 часов свободного времени. Его Юрий Николаевич не тратил только
на сон. Страсть к чтению сделала своё дело – посещал библиотеку и штудировал книги. Но, к сожалению, чем больше работаешь, тем меньше доступных книг остаётся, ведь по судам ходили в основном одни и те же произведения. Не остался без внимания и спорт, не профессиональный, конечно, но мой собеседник любил заниматься на турнике, брусьях, если позволяла погода: всё находилось под открытым небом, поскольку отдельных помещений для спорта не было. Часто времяпровождение зависело от того, чем занимаются моряки.
Качественно моряки делали свою работу. Каждый из них понимал: малейшая неосторожность, нарушение техники безопасности, злоупотребление алкоголем могут привести к трагическим последствиям не только для отдельного человека – не вернуться домой рискует весь экипаж. Конфликтов не возникало, пьяных драк не было. За моральным состоянием команды следил комиссар – помощник капитана. В Советском Союзе было всё строго, за аморальное поведение, которое даже может привести к катастрофе, закрывали визу, не выпускали за границу, а значит, сломана карьера – сломана жизнь.
При разговоре о конфликтах я отметил чувство острой справедливости в моём собеседнике. Всем выходцам из СССР знакомо слово, которое употреблялось практически на каждом шагу, – план. Моряки не исключение. На рейс ставился план работы, при невыполнении которого страдала зарплата всего экипажа. В моменты, когда работы было хоть пруд пруди, прибегали к помощи других членов команды, вызывали и моториста Юрия, но на вознаграждении это никак не отражалось. Работая в подменном экипаже, Юрий Николаевич попадал в ситуации, когда одна команда работает не покладая рук, другой задач не хватало, однако заработная плата была у всех фиксированной, одинаковой. Выступая на собрании, он указал на такую несправедливость, но устранена она не была, а его за эту позицию перевели в другую команду. Все понимали – вопрос системный, одним выступлением его не решить.
Логичный вопрос, не хотелось ли Ю.Н. Гагарину переехать в более демократичную, как любили тогда говорить, страну? Моряки часто бывали за границей, им удавалось приподнять железный занавес… Безусловно, такие мысли его посещали, соблазнял ритм и уровень жизни в европейских и не только государствах. А магазины… Обилие товаров, широкий выбор – чем не рай для советского человека? Самое большое впечатление произвела страна Перу, но не своим политическим строем, не ценами, дорогами или уровнем жизни – страна довольно бедна была. Всё дело в людях, их укладе жизни, менталитете – раскрепощённые, весёлые и доброжелательные. Своим развитием отличался Сингапур, который сейчас можно назвать апогеем развития технологий. «За брошенный окурок или жвачку можно было получить штраф в 500 сингапурских долларов, – с удивлением вспоминает Юрий Николаевич. – А цены там настолько невысоки, что многодетные семьи предпочитали ходить в заведения быстрого питания, за один местный доллар можно было спокойно поесть». Но рай для него – на Родине. Здесь свою роль сыграло воспитание и любовь, преданность родной стране, которой сейчас так не хватает некоторым: «Здесь семья, мать, он не мог предать их», – отметила супруга Юрия Николаевича Ольга Ивановна.
И на этой самой Родине моряки были в почёте. Но как ещё сказать про тех, кто живёт в таких условиях, в непрекращающемся движении, ещё и постоянно работая. И, по словам Ю.Н. Гагарина, чувствовали они себя на более высоком уровне в обществе, не сравнивая, конечно, с военными моряками. К примеру, по сравнению с торговыми судами, работа была намного сложнее. Моряков в то время можно было увидеть
невооружённым глазом – по одежде, товарам, которые они привозили из-за рубежа, по заработной плате – при средней по стране в 100 рублей они получали 450 рублей в месяц. «Он первый в районе купил иномарку, что для того времени было аховым, сотрудник ГАИ даже предлагал за неё дом!» – с улыбкой и гордостью за мужа вспоминает О.И. Гагарина.
Но всё хорошее когда-то заканчивается. 1996 год стал последним в его работе. После развала СССР и при начавшейся бурной предпринимательской деятельности рыболовецкие суда ушли на второй план, предприятия и траловый флот начали распадаться, техника распродаваться. Началась мрачная страница в истории рыболовецкой отрасли. Специальность нашего героя перестала быть востребованной, пришлось искать себя в другой сфере. При увольнении с работы моряки получили
зарплату не деньгами, а селёдкой. Выделили Юрию Николаевичу целых две тонны! Что с ними делать? Жена работала в торговле – здесь это пригодилось. Взяли фуру и через знакомых отправили рыбу на продажу, получив деньги за сотни килограммов сельди. Муж был на подхвате. Однако с уходом из тралового флота путешествия не прекратились – занимаясь частной торговлей, супруги каждую неделю ездили в Польшу за фруктами, овощами и развозили по калининградским магазинам. Но потом приняли решение сменить вид продукции и переехали на родину – в Волгоград – заниматься продажей арбузов. В 2008 году, приехав к родным О.И. Гагариной в Ветлугу, купили в ближайшей к городу деревне на берегу реки Ветлуги участок с полуразрушенным домом. Постепенно, посещая ветлужский край всего лишь несколько месяцев в году, мастер на все руки Юрий Николаевич сам построил дом – длилось это не год и не два, конечно. Но жаркий, сухой волгоградский климат в итоге сделал своё дело: ветра-суховеи, выпиленные лесополосы, отсутствие в то время газа, пыль и песок заставили переехать семью Гагариных в ветлужский край.
Спустя практически 30 лет после ухода из тралового флота Юрий Николаевич признаётся, что часто снится море, та атмосфера, обстановка, прошедшие времена. Некоторые коллеги, к сожалению, уже ушли в мир иной. Существует даже мнение, что моряк, проходивший в рейсы больше 10 лет, не доживёт до 60 лет. Здесь сказываются многие факторы. В рейсах они пили дистиллированную воду, поскольку обычной пресной питьевой воды не было – соответственно, эта пустая вода вымывала полезные вещества и минералы из организма. Не всегда было хорошо и с питанием. Говорят, что всё сделанное в СССР прослужит долгие годы. К сожалению, такие мысли были и о еде. В столовой часто давали продукты из запасников – мясо 1960-х, макароны, крупы. Поэтому моряки больше питались тем, что ловили: рыбой, крабами и другими морепродуктами, иной раз отказываясь от похода в столовую. Образ жизни того времени оставил огромный отпечаток на жизни, которую ведёт он сейчас. Ранний подъём, до 5 утра: «Супругу пытался приучить, но, сколько я не убеждал – ничего
не вышло», – с улыбкой на лице признаётся мой собеседник. После подъёма обязательно выпивает стакан воды и занимается скандинавской ходьбой, и если зарядку иногда не получается делать – всё зависит от обстоятельств – то проходится обязательно: «Соседи уже, наверное, чудаком считают», – весело отмечает Юрий Николаевич. Именно дисциплинированность привилась ему в молодые годы.
Юрий и Ольга воспитали двух прекрасных дочерей, которые подарили им внуков. Крёстным отцом старшей дочери стал друг Юрия Николаевича из Калининграда, коллега по флоту. «Воспоминания о нём только хорошие, не такой посредственный, какими иногда бывают люди, имел цель и стремился к ней», – отмечает Ю.Н. Гагарин. К большому сожалению, он уже ушёл из жизни, незадолго до своего юбилея, на который собиралась поехать и семья Гагариных.
Грустно осознавать, что уход близких людей нужно принимать как данность, – это часть нашего бытия. Но сейчас жить нужно со своей Родиной, её болями и страданиями, переживать все невзгоды вместе. «Хочется, чтобы молодёжь чувствовала ритм этой жизни. Поговорка «Моя хата с краю, ничего не знаю» – ошибочна, так быть не должно», – даёт совет молодому поколению мой собеседник.
Я слушал Юрия Николаевича с большим интересом, его рассказы, морские истории меня впечатлили. До этого разговора тема моряков была мне не очень близка, но побывав у него и душевно поговорив, сам полюбил море, стал с большим уважением смотреть на тех, кто там работает, а фактически – живёт.