Home Новости региона Человек и его дело «Моряк — он в душе моряк»

«Моряк — он в душе моряк»

«Моряк — он в душе моряк»

Море не отпускает до сих пор 

Кого летом ни послушаешь, многие хотят на море, повеселиться, отдохнуть, отвлечься от повседневной суеты… Но есть и те, для кого море — жизнь, кто связал свой профессиональный путь с бушующими волнами, морской романтикой, — моряки. Такой человек есть и в нашем округе — Юрий Николаевич Гагарин.

Юрий Николаевич – не коренной ветлужанин, он родился в Волгоградской области, работал много где и, как полагалось советскому юноше, прошёл службу в армии с 1979-го по 1981 год. Затем – был водителем, но эта стезя длилась у него всего лишь год. Сельская местность, возможностей мало, да и в обыденной жизни села вариться не хотел.

Человек выбирает ту профессию, к которой душа лежит, но встречаются и те, кто встаёт на какой-то профессиональный путь случайно и сойти с него уже не хочет. Так можно сказать и про Юрия Николаевича. Хотел новых ощущений, чего-то нестандартного, и тут… Его армейский товарищ, родом из Калининградской области, пошёл в море на рыболовецком судне и позвал его с собой. Мореходная школа,
специальность «моторист» – и вот заветный первый рейс в северо-восточной Атлантике – в Баренцевом море в рамках Калининградской базы тралового флота. «Само собой как-то состоялось в жизни, прикипел, определённая романтика по молодости, постоянные перемещения…» – признаётся мой собеседник . Жена отговаривать не пыталась: «Бесполезно … Да, и если он счастлив, пусть работает», – отметила Ольга Ивановна Гагарина.

Ю.Н. Гагарин отличался прекрасной учёбой и хорошо зарекомендовал себя, поэтому ещё во время обучения состоял в штате – работой был обеспечен.

Чем же занимаются моряки на рыболовецких судах? На самом деле, это очень интересный и, как я понял, сложный процесс. Само судно можно сравнить с футбольным полем: огромная машина с экипажем более 100 человек. Сколько оно весит, представить страшно. Такие размеры обусловлены выполняемыми задачами. Там проходил полный цикл: сначала рыбу ловили, опуская тралы и поднимая из воды 40 тонн за раз, затем перерабатывали, замораживали и загружали в трюм для дальнейшей транспортировки на берег. «Транспортёры везли всё или в Советский Союз, или за границу», – пояснил Ю.Н. Гагарин. Юрий Николаевич выполнял крайне важную и ответственную работу – отвечал за техническое состояние всей этой
махины, ведь по специальности он моторист.

Работу всего экипажа лёгкой назвать невозможно. Работа в шторм? Запросто! Начавшийся в конце августа рейс застал осенние шторма. Установка такова: до 6 баллов работа не прекращается, однажды пришлось даже прятаться от природной стихии за о. Медвежий. А при переходе в Намибию и вовсе обрушилась непогода – шторм в 9 баллов – скорость сократили, судно зашло на волну. А чего стоит их график – 4 часа работы, 8 часов свободного времени. Его Юрий Николаевич не тратил только
на сон. Страсть к чтению сделала своё дело – посещал библиотеку и штудировал книги. Но, к сожалению, чем больше работаешь, тем меньше доступных книг остаётся, ведь по судам ходили в основном одни и те же произведения. Не остался без внимания и спорт, не профессиональный, конечно, но мой собеседник любил заниматься на турнике, брусьях, если позволяла погода: всё находилось под открытым небом, поскольку отдельных помещений для спорта не было. Часто времяпровождение зависело от того, чем занимаются моряки.

Качественно моряки делали свою работу. Каждый из них понимал: малейшая неосторожность, нарушение техники безопасности, злоупотребление алкоголем могут привести к трагическим последствиям не только для отдельного человека – не вернуться домой рискует весь экипаж. Конфликтов не возникало, пьяных драк не было. За моральным состоянием команды следил комиссар – помощник капитана. В Советском Союзе было всё строго, за аморальное поведение, которое даже может привести к катастрофе, закрывали визу, не выпускали за границу, а значит, сломана карьера – сломана жизнь.

При разговоре о конфликтах я отметил чувство острой справедливости в моём собеседнике. Всем выходцам из СССР знакомо слово, которое употреблялось практически на каждом шагу, – план. Моряки не исключение. На рейс ставился план работы, при невыполнении которого страдала зарплата всего экипажа. В моменты, когда работы было хоть пруд пруди, прибегали к помощи других членов команды, вызывали и моториста Юрия, но на вознаграждении это никак не отражалось. Работая в подменном экипаже, Юрий Николаевич попадал в ситуации, когда одна команда работает не покладая рук, другой задач не хватало, однако заработная плата была у всех фиксированной, одинаковой. Выступая на собрании, он указал на такую несправедливость, но устранена она не была, а его за эту позицию перевели в другую команду. Все понимали – вопрос системный, одним выступлением его не решить.

Логичный вопрос, не хотелось ли Ю.Н. Гагарину переехать в более демократичную, как любили тогда говорить, страну? Моряки часто бывали за границей, им удавалось приподнять железный занавес… Безусловно, такие мысли его посещали, соблазнял ритм и уровень жизни в европейских и не только государствах. А магазины… Обилие товаров, широкий выбор – чем не рай для советского человека? Самое большое впечатление произвела страна Перу, но не своим политическим строем, не ценами, дорогами или уровнем жизни – страна довольно бедна была. Всё дело в людях, их укладе жизни, менталитете – раскрепощённые, весёлые и доброжелательные. Своим развитием отличался Сингапур, который сейчас можно назвать апогеем развития технологий. «За брошенный окурок или жвачку можно было получить штраф в 500 сингапурских долларов, – с удивлением вспоминает Юрий Николаевич. – А цены там настолько невысоки, что многодетные семьи предпочитали ходить в заведения быстрого питания, за один местный доллар можно было спокойно поесть». Но рай для него – на Родине. Здесь свою роль сыграло воспитание и любовь, преданность родной стране, которой сейчас так не хватает некоторым: «Здесь семья, мать, он не мог предать их», – отметила супруга Юрия Николаевича Ольга Ивановна.

И на этой самой Родине моряки были в почёте. Но как ещё сказать про тех, кто живёт в таких условиях, в непрекращающемся движении, ещё и постоянно работая. И, по словам Ю.Н. Гагарина, чувствовали они себя на более высоком уровне в обществе, не сравнивая, конечно, с военными моряками. К примеру, по сравнению с торговыми судами, работа была намного сложнее. Моряков в то время можно было увидеть
невооружённым глазом – по одежде, товарам, которые они привозили из-за рубежа, по заработной плате – при средней по стране в 100 рублей они получали 450 рублей в месяц. «Он первый в районе купил иномарку, что для того времени было аховым, сотрудник ГАИ даже предлагал за неё дом!» – с улыбкой и гордостью за мужа вспоминает О.И. Гагарина.

Но всё хорошее когда-то заканчивается. 1996 год стал последним в его работе. После развала СССР и при начавшейся бурной предпринимательской деятельности рыболовецкие суда ушли на второй план, предприятия и траловый флот начали распадаться, техника распродаваться. Началась мрачная страница в истории рыболовецкой отрасли. Специальность нашего героя перестала быть востребованной, пришлось искать себя в другой сфере. При увольнении с работы моряки получили
зарплату не деньгами, а селёдкой. Выделили Юрию Николаевичу целых две тонны! Что с ними делать? Жена работала в торговле – здесь это пригодилось. Взяли фуру и через знакомых отправили рыбу на продажу, получив деньги за сотни килограммов сельди. Муж был на подхвате. Однако с уходом из тралового флота путешествия не прекратились – занимаясь частной торговлей, супруги каждую неделю ездили в Польшу за фруктами, овощами и развозили по калининградским магазинам. Но потом приняли решение сменить вид продукции и переехали на родину – в Волгоград – заниматься продажей арбузов. В 2008 году, приехав к родным О.И. Гагариной в Ветлугу, купили в ближайшей к городу деревне на берегу реки Ветлуги участок с полуразрушенным домом. Постепенно, посещая ветлужский край всего лишь несколько месяцев в году, мастер на все руки Юрий Николаевич сам построил дом – длилось это не год и не два, конечно. Но жаркий, сухой волгоградский климат в итоге сделал своё дело: ветра-суховеи, выпиленные лесополосы, отсутствие в то время газа, пыль и песок заставили переехать семью Гагариных в ветлужский край.

Спустя практически 30 лет после ухода из тралового флота Юрий Николаевич признаётся, что часто снится море, та атмосфера, обстановка, прошедшие времена. Некоторые коллеги, к сожалению, уже ушли в мир иной. Существует даже мнение, что моряк, проходивший в рейсы больше 10 лет, не доживёт до 60 лет. Здесь сказываются многие факторы. В рейсах они пили дистиллированную воду, поскольку обычной пресной питьевой воды не было – соответственно, эта пустая вода вымывала полезные вещества и минералы из организма. Не всегда было хорошо и с питанием. Говорят, что всё сделанное в СССР прослужит долгие годы. К сожалению, такие мысли были и о еде. В столовой часто давали продукты из запасников – мясо 1960-х, макароны, крупы. Поэтому моряки больше питались тем, что ловили: рыбой, крабами и другими морепродуктами, иной раз отказываясь от похода в столовую. Образ жизни того времени оставил огромный отпечаток на жизни, которую ведёт он сейчас. Ранний подъём, до 5 утра: «Супругу пытался приучить, но, сколько я не убеждал – ничего
не вышло», – с улыбкой на лице признаётся мой собеседник. После подъёма обязательно выпивает стакан воды и занимается скандинавской ходьбой, и если зарядку иногда не получается делать – всё зависит от обстоятельств – то проходится обязательно: «Соседи уже, наверное, чудаком считают», – весело отмечает Юрий Николаевич. Именно дисциплинированность привилась ему в молодые годы.

Юрий и Ольга воспитали двух прекрасных дочерей, которые подарили им внуков. Крёстным отцом старшей дочери стал друг Юрия Николаевича из Калининграда, коллега по флоту. «Воспоминания о нём только хорошие, не такой посредственный, какими иногда бывают люди, имел цель и стремился к ней», – отмечает Ю.Н. Гагарин. К большому сожалению, он уже ушёл из жизни, незадолго до своего юбилея, на который собиралась поехать и семья Гагариных.

Грустно осознавать, что уход близких людей нужно принимать как данность, – это часть нашего бытия. Но сейчас жить нужно со своей Родиной, её болями и страданиями, переживать все невзгоды вместе. «Хочется, чтобы молодёжь чувствовала ритм этой жизни. Поговорка «Моя хата с краю, ничего не знаю» – ошибочна, так быть не должно», – даёт совет молодому поколению мой собеседник.

Я слушал Юрия Николаевича с большим интересом, его рассказы, морские истории меня впечатлили. До этого разговора тема моряков была мне не очень близка, но побывав у него и душевно поговорив, сам полюбил море, стал с большим уважением смотреть на тех, кто там работает, а фактически – живёт.

Супруги Гагарины вместе более 30 лет.
Юрий Николаевич в г. Лима (Перу). Plaza de Armas (площадь Оружия).

 

Юрий Николаевич за работой
Рыболовный морозильный траулер «Вега». Лето, 1984 г.

Ваш комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.