Уникальность Ветлуги в том, что здесь сохранилось немало дореволюционных построек
Архитектурное наследие, оставленное нам предками, постепенно исчезает. Время неумолимо: старые здание ветшают, разваливаются и подвергаются сносу. Претендент на снос и один из «знаменитых» в городе Ветлуге домов — дом Петерсона на ул. 40 лет Побед, 3.
Дома Петерсонов с неповторимым обликом, которые располагались до революции на улицах Соборная, Центральная и Поперечная (ныне С. Куликова, Штурмина, Пионерская и 40 лет Победы), – считались украшением Ветлуги. Красивейшее здание с резным балконом на ул. Пионерской (в народе – жёлтая школа) с годами обветшало, стало непригодным для использования и однажды сгинуло в огне пожара. Но остальные дома ещё приковывают взгляд прохожих.
Было время, когда в доме на ул. 40 лет Победы размещалось государственное учреждение – в 1956 году на базе Петерсоновской усадьбы была открыта школа-интернат закрытого типа. На первом этаже располагались классы с первого по четвёртый: в правом крыле – первый и третий, в левом – второй и четвёртый, также были библиотека и лабораторная. На втором этаже было обустроено помещение для швейного дела.
В более поздние годы в этом здании было общежитие для учащихся школы, но на втором этаже продолжала работать швейная мастерская, куда девочки ходили на занятия.
В начале 2002 года дом был передан муниципалитету. 11 квартир открыли свои двери ветлужанам. Среди их владельцев были люди разных профессий, в том числе Лев Николаевич Штурмин, актёр и помощник режиссёра народного театра «Балаганчик», которого ветлужане высоко ценили за его талант; Алевтина Николаевна Муравьёва, заведующая столовой № 1 в г. Ветлуге; Н.А. Чиркина, руководитель образцового хореографического коллектива «Ворожея» и другие. До недавнего времени там кипела жизнь. Но с годами дом ветшал, ремонт мест общего пользования не проводился. Со временем дом начал приходить в негодность, был признан аварийным, подлежащим сносу, а его жильцам предложили переселиться в строящееся жильё или получить компенсацию за квартиры.
Двери этого аварийного объекта сегодня практически нараспашку, но внутри не пустынно, вечерами в некоторых окнах ещё горит свет. Внутри дома – грязный коридор с обшарпанными стенами, старинными дверями в некоторые квартиры, лестницей, о былой красоте которой напоминают лишь несколько уцелевших старинных балясин.
К сожалению, в наши дни этот некогда величественный дом с мезонином представляет собой печальное зрелище, но удачный тандем архитектора и умелых мастеров прошлого даже в таком его состоянии позволяет восхищаться этим строением. Видно, что дом был спроектирован и построен с любовью и надеждой на долгую его жизнь.
Кто же такие Петерсоны? Существует несколько версий их появления в этих краях. В очерке Н.А. Дружнева «Осколки разбитого вдребезги» («Ветлужская сторона») читаем: «Деревня Зауполовница (от автора – Костромкая губерния). Принадлежала помещикам Жоховым. Дед Д.Н. Жохова, владевший Зауполовницей вплоть до 1918 года, получил её в приданое за Екатериной Васильевной Петерсон». Из переписки Дмитрия Николаевича Жохова с А.А. Григоровым следует, что «отец Е.В. Петерсона, шотландец по происхождению, по неизвестной причине эмигрировал из Британии в Россию в начале XIX века». Д.Н. Жохов пишет: «С нами малолетняя дочь. Мать, из фамилии Гамильтон, умерла до эмиграции мужа. Его фамилия была Петерсон, имя Вильям. Дочь, выросшая в России, вышла замуж за Фёдора Яковлевича Жохова. Английское имя Кэт сменила на русское Екатерина. Вильям в России женился на богатой помещице, владевшей крупными лесными дачами. Её фамилия
в девицах, помнится, была Лаврова. Вильяма Паттерсона в России называли Василием Васильевичем Петерсоном. Лаврову местные жители прозвали Петерсонихой… В соседях она слыла как мадам Петерсон, конечно, продолжая владеть имениями, так как у Василия Васильевича были лишь «фунты». От В.В. Петерсона и его жены пошли все ветлужские Петерсоны… Старик жил долго, за 90 лет, и долгое время у Екатерины Васильевны – Кэт… Кэт Петерсон получила усадьбу и лесную дачу в
3 000 десятин, деревню Зауполовницу Хорошевской волости Ветлужского уезда после отца в качестве дочернего пая, равного 1/14 части общего имения…»
Согласно воспоминаниям Л.Н. Успенского, опубликованным в том же историко-краеведческом сборнике «Ветлужская сторона» (Кострома 1995), Петерсоны относились к наиболее известным в Ветлуге помещикам (в числе Разумовых, Вер- ховских, Латухиных, Гусевых). В их усадьбах занимались сельским хозяйством, садоводством, огородничеством.
Не менее интересная версия о появлении этой фамилии в России, озвучена ветлужским краеведом Л.В. Рыжовым, которую записала журналист И.А. Дмитриева 22 января 1994 года (опубликована в газете «Земля ветлужская», № 79 от 4 июня 2009 года): «Во время войны со шведами в начале XVIII века в битве у Лесной в плен к русским попал офицер шведской артиллерии Петерсон, знавший секреты стрельбы из пороховых пушек. Эти секреты у него удалось выведать Петру I. И когда пришло время пленным шведам возвращаться на родину, Пётр I предупредил Петерсона, что
шведский король Карл XII приготовил ему виселицу за предательство военных
интересов Швеции. Напуганный офицер немедленно попросил Петра I дать ему русское гражданство и возможность остаться в России. После отмены крепостного права (1861 год) его потомки под давлением местных крестьян решили покинуть свои владения, предварительно получив за них выкуп и купив землю в Ветлуге. Участок, приобретённый ими в Ветлуге, был обширен: северная его граница шла от улицы Троицкой (теперь Алёшкова), вдоль улицы Костромской (Ленина) до Крутцов, то есть вся юго-западная территория, исключая «поповские поля». Свои огромные дома братья разобрали по брёвнышку, сплавили по реке к новому месту жительства, затем их вновь поставили: один – на улице Поперечной (Пионерская), ближе к улице Троицкой, другой поодаль – ближе к Крутцам. Возле обоих домов были разбиты превосходные парки. На доме на ул. Поперечной долго виднелся родовой медный герб – два скрещённых пушечных жерла, а под ним картуз – мера пороха, закладываемого в жерло для выстрела.
Последними владельцами этих домов были братья Леонид Леонидович и Борис Леонидович Петерсоны. Второй жил в доме у сада «Динамо». Ещё при жизни Борис передал свой парк населению города «для культурных нужд» в бесплатное пользование. В первые годы после Октябрьской революции в бывшем особняке Петерсона располагалось общежитие милиционеров. В парке, который расположен рядом с домом, милиционеры проводили тренировки. Спортивное общество милиционеров называлось «Динамо». Отсюда и пошло название стадиона. На его территории были построены скамеечки для болельщиков, качели, спортивные снаряды для детей, сцена для проведения праздничных мероприятий. Население города любило устраивать там народные гуляния, проводить различные массовые мероприятия и просто отдыхать.
Борис Леонидович Петерсон оставил заметный след в истории Ветлуги. Б.Л. Петерсон окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
По сведениям ветлужского краеведа А. Тухтунова, в 1913 году Борис Леонидович Петерсон был действительный член Губернского (Костромского) общества краеведов из Ветлужского уезда. А когда в 1917 году в Ветлуге создали филиал этого общества, в числе 10 человек вошёл в его состав.
Известно, что Борис Леонидович покинул Ветлугу в сентябре 1918 года. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Постскриптум. Значительное количество информации о Петерсоне позаимствовано с открытых источников. Сведений об усадьбе и о биографии Бориса Леонидовича Петерсона действительно мало. Уважаемые читатели, если вам что-либо известно о доме на ул. 40 лет Победы или его жильцах, есть фотографии прошлых лет, просим вас поделиться с редакцией «ЗВ». Пусть история этого дома сохранится на страницах районного издания. Пишите по адресу: г. Ветлуга, ул. Ленина, 55а или на электронную почту: zemlvetl@yandex.ru, тел. 8 (831) 265-35-87. Возврат документов и фотографий гарантирован.