Немало в мире людей, которые обеспечивают свои семьи, работая вахтовым методом, по своему желанию отправляясь на заработки за сотни, а то и за тысячи километров от дома. Но есть среди ветлужан специалисты, которые вынуждены были работать вахтовым методом, при этом, не уезжая из района.
Причина тому – сovid-19… Распространение этой опасной для жизни, чрезвычайно заразной инфекции затронуло многие сферы жизни общества, существенно изменив условия труда многих. Ветлужский психоневрологический интернат, Белышевский дом-интернат для пожилых граждан и инвалидов, а также социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» почти два года работали, можно сказать, вахтовым методом в условиях полной изоляции, который был призван уменьшить риск распространения инфекции в местах с массовым пребыванием людей.
О том, как трудился коллектив Ветлужского психоневрологического интерната (Ветлужского ПНИ) всё это время до отмены ковидных ограничений, говорим с сотрудниками учреждения.
– В нашем психоневрологическом интернате проживают около 150 получателей социальных услуг, – сказал директор учреждения Алексей Лекандрович Грибанов. – Ответственность за их жизнь и здоровье лежит на нас, сотрудниках, ведь в это непростое время старшее поколение, а также люди с психическими и хроническими заболеваниями оказываются самыми уязвимыми к инфекции. В связи с этим решение перевести наше социальное учреждение на вахтовый метод работы в условиях полной
изоляции считаю абсолютно правильным. Конечно, сотрудникам учреждения не просто было оставить пусть и на время свои семьи. К нововведениям все отнеслись с пониманием, ведь наша с коллегами задача – максимально оградить своих подопечных от всех возможных рисков. Мы старались, чтобы проживающие не почувствовали беспокойства. Уход, режим, медицинские процедуры – всё оставалось без изменений.
Вахтовым методом мы трудились почти два года, начали с апреля 2020. В каждой смене по 30 человек, длительность смены – не менее 14 дней. Весь период сотрудники ПНИ находились в превентивной изоляции вместе с подопечными. Самой сложной была первая смена. Многого мы ещё не знали, вначале не было нормативной базы для режима работы в период пандемии. К солидному объёму работы прибавилось огромное количество отчётов, планов, в общем, различной документации по режиму превентивной изоляции.
Накануне заезда смены всех сотрудников обязательно тестировали на наличие корона-
вирусной инфекции. Весь коллектив и проживающие обеспечивались средствами индивидуальной защиты. Для дезинфекции рук по всему учреждению были установлены дозаторы. Обязательно (впрочем, как и всегда) осуществлялось регулярное проветривание помещений, обработка поверхностей с использованием дезинфицирующих средств. Немалая нагрузка легла на плечи работников пищеблока и банно-прачечного комплекса.
Для сотрудников, как и для проживающих, было организовано отличное питание, вечером, после работы можно было помыться, отдохнуть, посмотреть телевизор, почитать, заняться любимым хобби, спор- том, благо, на специальной территории возле ПНИ можно было погулять и подышать свежим воздухом, посидеть за компьютером, пообщаться с близкими, ведь общение было только по телефону или по скайпу.
– Мне, как маме шестилетней дочери нелегко было оставлять ребёнка на 14 дней в семье брата. Было всё: детские истерики, океан слёз, просьбы и уговоры, моё чувство вины перед ребёнком за разлуку, – признаётся старшая медсестра ПНИ Алёна Вениаминовна Лебедева. – Конечно, сильно скучали друг по другу. Звонила доченьке и родным каждую свободную минуту, переживала. Но ничего, пережили. Работа есть работа. Стараюсь внушить дочери, что надо быть сильной и уметь преодолевать все жизненные обстоятельства. Ребёнок должен понимать, что есть у мамы работа и обязанности, отказаться от их выполнения ей просто не позволит совесть. Благодарна своему коллективу. Все мы – от санитаров до директора – друг друга психологически поддерживали. Руководящий персонал нашего учреждения всегда был с нами,
трудился в тех же условиях, что и все мы.
– Было психологически трудно, особенно вначале, – поддержала коллегу шеф-повар ПНИ Валентина Алексеевна Голубева. – Тяжело было не от того, что работы на кухне прибавилось, её-то не боялась, а от неизвестности. Никто ведь в начале пандемии не знал, что такое ковид и когда он начнёт отступать. Сын у меня взрослый, у него своя семья, муж также работает в ПНИ, правда, смены у нас не всегда совпадают. Живём в благоустроенной квартире, поэтому не было причин беспокоиться за домашнее хозяйство. Во время вахты для нас были созданы все условия – горячее питание, можно было помыться, выйти на территорию интерната подышать свежим воздухом,
поучаствовать в различных мероприятиях или просто отдохнуть. Немаловажно и то, что за вахтовую работу нам шла повышенная оплата труда.
– Некоторым сотрудникам приходилось трудиться по две смены подряд, – вступает в разговор заведующая отделением медико-социальной реабилитации Екатерина Александровна Чистякова. – Порой одному человеку приходилось на рабочем месте заменять нескольких других. Повышенная нагрузка была достойно оплачена. Все сотрудники, которые в текущей эпидемической ситуации трудились вахтовым методом, получили доплаты к заработной плате. Особенно важен в таких условиях психологический климат в коллективе. В учреждении силами сотрудников отделения медико-социальной реабилитации проходили различные развлекательные, музыкальные и спортивные мероприятия, которые позволяли людям немного отвлечься от работы, от навалившихся на них обстоятельств и проблем.
По словам руководителя учреждения А.Л. Грибанова, после окончания вахты персонал соблюдал самоизоляцию в домашних условиях. Все люди разные, у каждого свой характер, жизненные обстоятельства, поэтому кто-то из сотрудников переносил вахтовые смены легко, кто-то не очень. Несмотря ни на что, никто из коллег не подвёл.
– Наш дружный коллектив в очередной раз показал профессионализм и выносливость. Могу с уверенностью сказать, что мы стали работать ещё дружнее. Эта ситуация нас сплотила: трудимся одной командой, – говорит Алексей Лекандрович.
Мнение.
Виталий Филиппович Чудык, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Радуга»:
— По сравнению с коллегами из ПНИ и Белышевского дома-интерната у нас вахты длились недолго. Наверное, это и правильно , так как детям с их хрупкой, несформированной психикой тяжело долго находиться в замкнутом пространстве. Сотрудники перенесли вахту нормально, можно сказать, героически. Много было работы, ни минуты свободной. Детей постоянно приходилось чем-то занимать. Особенно много было игр и мероприятий на свежем воздухе, на территории учреждения. Вечером, чтобы дети не скучали, педагоги разговаривали с ними «по душам», много читали, занимались развивающими играми. Благодарю коллег из СРЦИ за то, что откликнулись на просьбу и помогли нам, заменили людей, ушедших в отпуск. Всё-таки у нас хорошая взаимовыручка между учреждениями. Сейчас, когда карантинные меры закончились, дети с интересом вспоминают то время. «Было прикольно», — говорят.