В конце 2019 года Е. В. Ложкарева стала режиссёром народного театра «Балаганчик» в городе Ветлуге. Она не только ставит спектакли, но и является кукловодом, организатором выступлений народного кукольного театра «Сундучок» (руководитель З. А. Щербакова).
В преддверии Дня театра мы узнали, чем живёт народный театр «Балаганчик» сегодня.
– Елена Валентиновна, какие изменения произошли в «Балаганчике» за прошедшие два года?
– В структуре театра ничего существенно не изменилось. Мы перераспределили обязанности, чтобы работа была комплексной, быстрой, каждый знал, за что отвечает. Например, работу художника по декорациям выполняет Лидия Ваганова, обязанности звукооператора – Владимир Трушкин. Театр у нас народный, поэтому штатных актёров нет. Немалая часть актёров, игравших в спектаклях прошлых лет, продолжают заниматься театральной деятельностью. Мы вовлекаем в работу молодёжь, но именно зрелых молодых людей, чаще всего – это люди семейные, ставшие родителями, но в своё время они не успели реализовать свой творческий потенциал. Театр развивается и в плане современных технологий. Нам удалось многое обновить: «одежду» сцены, декорации, реквизит, из МУК «Ветлужский КДЦ» нам переданы дым-машина, генератор мыльных пузырей.
– Как происходит подбор репертуара, от чего он зависит?
– Когда работаешь с людьми молодыми, приходится следовать тенденциям современного мира, подбирать материал, чтобы играть им было интересно. Люди зрелого возраста – старшее поколение – любят классику. Непросто свести разные поколения, я, словно буфер, пытаюсь сгладить шероховатости в отношениях, обойти острые углы, найти компромисс. За последние два года было поставлено восемь полноценных спектаклей и один отрывок на военную тематику по книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Все они разножанровые, рассчитанные на разную аудиторию. Это и спектакли для семейного просмотра, которые вызывают бурю эмоций и у актёров, и у зрителей («Тутанхамон», «Мыши», «Чемоданное настроение», новогодняя сказка «Волшебная ночь, или Когда оживают игрушки»). «Пизанская башня», «Ненастоящая жена, или Пакостник со стажем» – спектакли о семейных взаимоотношениях. Более серьёзные – «Медведь» по А. П. Чехову, трагическая монопьеса «Телемама». Наверное, у нас больше востребованы спектакли семейного просмотра, так как на них с удовольствием идут родители с детьми. Это здорово, потому что после просмотра взрослый с ребёнком обсудят увиденное, и история эта будет жить дальше. Чем моложе наш зритель, тем дольше история театра.
– Театральная труппа насчитывает 24 человека, по вашим словам, для народного театра – вполне прилично. Не пора ли начинать воспитывать смену?
– Всегда понимала, как было здорово, если бы удалось при театре открыть студию, чтобы ребятишки занимались, раскрывали свои таланты, развивали ораторское искусство и творческие способности. Но идея и воплощение не всегда идут рука об руку. В то же время в Ветлужской школе № 2 стартовал проект «Школьная классика», подразумевающий создание школьного театра. В рамках этого проекта при поддержке администрации школы было образовано творческое объединение «Дебют», я стала его руководителем. На сегодняшний день мы с ребятами создали два видеоролика о нашей театральной деятельности. Прошли во второй этап проекта. Мне посчастливилось пройти онлайн обучение у педагогов театрального института имени Бориса Щукина и получить удостоверение о повышении квалификации. В кружке за учебный год сформировался костяк из тех ребятишек, что участвуют постоянно. Мы отыграли две миниатюры: одну на Рождество, другую – папам к Дню защитника Отечества. Но сделать большой спектакль в постоянно меняющихся условиях практически невозможно (карантин, школьники болели, участвовали в соревнованиях и др.). Детям нравятся импровизации, этюды, им хочется кого-то изображать. Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, снятие зажимов – пока не так интересны, но всё-таки это неотъемлемая часть обучения. Скажу так: эта деятельность оказалась сложнее, чем мне думалось поначалу. И самая большая трудность – научить их быть коллективом, потому что дети начинают соревноваться друг с другом, а соревновательность, в данной ситуации, хороша только с самим собой вчерашним.
– Как в театре – коллектив сложился? Все люди творческие, к тому же занятые – работа, семья, домашние дела.
– В «Балаганчике» коллектив сформировался давно. Театр для нас – это не только работа, это взаимовыручка, поддержка, дружба, досуг, поиск и воплощение новых идей. Мне нравятся слова нашего актёра Сергея Беляева: «Не думал, что можно получить такое количество адреналина, не занимаясь экстремальными видами спорта». И этот опыт, который молодые актёры получают, заставляет их возвращаться на сцену вновь и вновь. Моя команда – это мои помощники, люди, на которых я могу опереться практически в любой ситуации. Однажды я заболела, стоял вопрос, отмены спектакля. Ребята взялись играть без меня. Даже те, кто не был задействован, приехали помогать: один взял на себя музыку, другой помогал одеваться, третий стал вдохновителем. Я очень волновалась. Потом получаю видео, где они мне звонят и кричат: «Мама, мама, мы сделали это!» Так неожиданно для себя, я стала мамой такой большой семьи театральной. Это вдохновляет, подвигает к дальнейшей работе с таким коллективом.
– Что в планах?
– Нас сдерживала пандемия, но когда все двери, наконец, будут открыты, станем обмениваться опытом с другими театрами. К нам приезжали актёры из Шаранги, мы общаемся с режиссёрами Большеболдинского и Заволжского театров, участвуем в организованных ими фестивалях. Хотелось бы провести театральный фестиваль на базе нашего театра – но это в будущем. Сейчас мы ставим новую пьесу «Любовь до потери памяти», её автор В. Красногоров. Это интригующая комедия, история запутанная, развязка настолько неожиданная, что должна порадовать даже искушённого зрителя. Опираясь на традиции, мы будем двигаться к новому. И ждём зрителей в нашем театре!