Около четверти века возглавлял Ветлужскую ЦРБ им. доктора Гусева П. Ф. отличник здравоохранения Е. А. Скопцов и внёс большой вклад в её развитие. Евгений Анатольевич в январские дни отметил свой юбилейный день рождения. Сейчас он – главный врач нефрологического центра и заведующий поликлиникой.
Наверное, многие студенты после окончания медицинского вуза хотели бы со временем стать главными врачами. Была такая мечта и у молодого, уверенного в своих знаниях выпускника Горьковского мединститута Евгения Скопцова.
На выбор профессии повлияла его детская влюблённость. Ученику пятого класса 144 школы Автозаводского района г. Горького, как и другим его одноклассникам, понравилась молодая симпатичная учительница, которая перешагнула порог их класса. Мальчишки её обожали. Как оказалось, она сильно болела. Уже учась в девятом классе, Евгений сказал ей: «Людмила Константиновна, Вы немного потерпите, я выучусь на врача и Вас вылечу!» Хоть и хотел его отец, чтобы сын стал инженером, молодой человек настоял на своём и стал поступать в Горьковский мединститут. Чтобы пройти по конкурсу, Евгению не хватило одного балла.
– Армия. Попал в морфлот, – поделился воспоминаниями Е. А. Скопцов, – отслужил там 3,5 года, экстерном сдал экзамены об окончании Краснодарского училища связи, присвоили звание младшего лейтенанта, что позволило поступить в мединститут без конкурса. Поступал на лечебный факультет, но пришлось, по независящим от меня обстоятельствам, перейти на педиатрическое отделение, а вообще-то, мечтал стать хирургом. Пока шесть лет учился на педиатра, подрабатывал фельдшером в 40‑й больнице, в детской хирургии, где набирался опыта.
Затем Евгений влюбился в обаятельную девушку, студентку Горьковского института иностранных языков Аллу. Он в летний период работал воспитателем в детском оздоровительном лагере, где в то же время пионервожатой была его будущая супруга. Встречались год, на четвёртом курсе института поженились. Родился первенец – сын Андрей. Второй сын родился в Ветлуге. Живут Евгений Анатольевич с Аллой Ильиничной душа в душу уже 48 лет.
Аллу направили в Воротынский район, и они решили поехать туда вместе. Евгений стал работать врачом-педиатром в районной ЦРБ. Семья молодых специалистов жила там пять лет. За это время Евгений Анатольевич успел поработать завотделением, замглавного врача. В облздравотделе молодому специалисту предложили должность главного врача, ему предстояло выбрать один из пяти районов области. В марте 1981 года Е. А. Скопцов возглавил Ветлужскую ЦРБ. Приняв больницу, понял, в каком плачевном состоянии она находится. Пришлось достраивать главный корпус, который в то время стоял без крыши и стёкол в окнах. Через два года больницу пустили в эксплуатацию. Но практически все врачи были пожилого возраста и им нужна была замена. Евгений Анатольевич понимал, что без команды единомышленников управлять больницей затруднительно.
– Я стал подбирать молодые кадры врачей, каким-то образом связанных с Ветлугой, – продолжил Е. А. Скопцов. – Предпочтение отдавал тем, где оба супруга – врачи. Первым приехал Н. В. Васин с женой, потом анестезиолог В. А. Киреев, Здорновы, Яранцевы, Охотниковы, Кочергины, М. А. Курочкина, А. Н. Самохин. Собрался работоспособный коллектив. Сейчас вспоминаю, анализирую, у нас тогда в больнице был какой-то свой серебряный век.
За небольшой период времени все ставки были укомплектованы, отделения больницы работали с прекрасными показателями. Евгений Анатольевич, как главный врач, отвечал не только за пациентов, но и за сотрудников, только врачей тогда в больнице работало 36 человек. Все, с кем он трудился, отмечали его организаторские способности, профессионализм и любовь к своему делу.
Как-то в областной больнице на совещании по итогам года задали вопрос: «Почему в Ветлужский район не летает санитарная авиация?» Начальник санавиации на это сказал: «Зачем нам туда летать? Они всё делают сами». Работали прекрасные хирурги: Н. П. Самохин, Н. В. Васин, М. Г. Хисамутдинов. Евгений Анатольевич вспомнил случай:
– Мужчина точил косу и воткнул её себе в сердце. Привезли к нам. Н. В. Васин без раздумий принял решение и зашил сердце. Через некоторое время этот мужчина попал на УЗИ, врач посмотрел и спросил, где же ему делали операцию, пациент удивился: «Какую? На сердце? У нас в Ветлуге, в районной больнице». «Удивительно правильно сделана операция!» – в один голос сказали врачи в областной больнице.
Оперировали тогда в Ветлуге и окулист С. А. Логинова (проводили по 3–4 операции в неделю), и врач-отоларинголог Т. Н. Мокрышева. Было прекрасное отделение физиотерапии (возглавлял В. Н. Емешкин), работали кабинет лечебной физкультуры, фиброгастроскопии, массажа, мануальной терапии, фитобар, в подвале была водолечебница. Появились четыре выездные машины: терапевтическая, хирургическая, для акушеров-гинекологов и стоматологическая, все на базе ГАЗ‑66. Проводили медосмотры и зубы лечили. На стоматологическом автомобиле (водитель А. Ю. Нетрусов) пять лет врач-стоматолог Е. Н. Яранцев лечил зубы и проводил санобработку полости рта у учеников почти всех школ района и всех колхозников. Уезжали на месяц или полтора, и пока всех не пролечат – и детей, и взрослое население, в Ветлугу не возвращались. Когда из области приехала комиссия для осмотра населения, сделала вывод, что во всех соседних районах у пациентов часто выявляются опасные заболевания зубов, а в Ветлужском районе – только кариес. В основном, в этом была заслуга Е. Н. Яранцева и его помощника А. Ю. Нетрусова, который для врача был не только водителем, но и медбратом, и даже фельдшером.
– Все специалисты в больнице были профессионально грамотные, – даёт оценку Е. А. Скопцов. – Н. А. Маслова (она до сих пор в строю), Н. Ю. Воробьёва. И терапевты у нас были классные! В. В. Саратова, Н. А. Зуйкова, В. В. Корпусова, Л. Н. Смирнова – в стационаре. Ветлужская больница всегда входила в десятку лучших в области. Проводилось до 360 операций в год. Были объёмные операции: резекция желудка, кишечника, удаление аденомы простаты и т. д. Не только ветлужане стремились в наш роддом, где трудились специалисты высокой квалификации: О. В. Никольская, И. С. Васина, Е. А. Присмотрова. По 200–250 родов в год тогда мы принимали. Мне, как главному врачу, приходилось добиваться, чтобы молодым врачам выделяли квартиры, их детям – места в детских образовательных учреждениях. Приходилось и ссориться с высоким начальством. Однажды в райисполкоме в кабинете у В. П. Мережанова, можно сказать, 24 часа сидел, не уходил, пока не решился вопрос с квартирой для врачей. В работе главного врача нет не важного, это я повторял себе каждый день и старался всегда быть на переднем крае.
Запустили флюорограф, открыли кабинет УЗИ, сам был первым врачом-узистом, но совместить это с должностью главврача оказалось невозможно. Открыли отделение реанимации на пять коек, увеличили коечность до 250 единиц. Силами своих рабочих ремонтировали мебель. В голодные 1990‑е было своё подсобное хозяйство, где работали два человека, в том числе конюх. Содержались две лошади, корова, три свиноматки. Был у нас и подшефный колхоз – им. 1 Мая, как у всех городских и поселковых организаций и предприятий. По распоряжению райкома партии по 100 т сена заготовляли. Руководство колхоза поощряло наших работников, выделяло технику для обработки приусадебных участков. Построили своими силами овощехранилище, куда засыпали все выращенные и необходимые для приготовления пищи больным овощи, их хватало на всю зиму. Спортом занимались, была своя футбольная команда, в которой все врачи играли, были чемпионами района. Помню, 13 футбольных команд в районе было. Пять раз избирался депутатом районного совета и городской думы, даже на общественных началах работал председателем городской думы. После 20 лет успешной работы как-то после Земского собрания глава района В. Г. Захаров попросил меня написать заявление на увольнение по собственному желанию. Это было для меня шоком, но так в то время поступали не со мной одним. Я человек прямой, говорил правду в глаза, вот и поплатился. Стал думать, что делать? Было жаль расставаться с тем, во что каждый день вкладывал частичку души. Поехал в областной центр, мне была предложена должность главного врача больницы № 11 Нижнего Новгорода. Через девять месяцев перевели главврачом в более крупную 30‑ю больницу. За год моей работы больница преобразилась, многие хотели попасть на лечение сюда. Проработал шесть лет, столько же был депутатом городской Думы Нижнего Новгорода. Потом ещё восемь лет трудился в 11‑й больнице. В 67 лет вышел на пенсию. Летом с супругой поехали отдыхать в Италию. Лежу на пляже. Звонок: «Алло! Привет, Анатольевич! Это Сергей Валентинович Лавренов. Приезжай к нам в район, поработай главврачом в больнице». У меня к тому времени 40 лет стажа главврача уже было. Подумал, всё взвесил и согласился. В областном министерстве мою кандидатуру одобрили. В феврале 2015 года вернулся в Ветлугу и был удивлён разрухе, царившей в стенах ЦРБ. После меня сменилось шесть главврачей. Засучил рукава и, как прежде, с азартом взялся решать все накопившиеся проблемы.
Имея большой управленческий опыт за своими плечами и обладая упрямым характером, Евгений Анатольевич смог многое изменить к лучшему. Проводилась не только работа в рамках программы модернизации здравоохранения, но и вне её по ремонту больницы и приобретению нового оборудования.
– Первым отремонтировали пищеблок. Во всех вопросах, особенно по ремонту, была большая поддержка С. В. Лавренова. Куда мы с ним только не ездили, чтобы добыть денежные средства. Дальше в первом крыле хирургии сделали ремонт, хотя многие в это не верили. Составили сметы на ремонт терапии, первого этажа стационара, это где приёмный покой, далее – кабинетов УЗИ, фиброгастроскопии и т. д. Приобрели и запустили маммограф. Транспорт получать начали, автомобили «Скорой помощи» отремонтировали.
В сентябре 2017 года вышел указ президента о том, что главные врачи могут работать до 65 лет, а до 70 – продлять контракт каждый год, а мне уже 73 года. Вызвали в министерство и торжественно отправили на заслуженный отдых. Эстафету передал А. Н. Кудрявцеву, человеку доброму, честному, порядочному. Он, конечно, хирург по призванию, не больно-то рвался на эту должность. Тяжело ему, но человек старается и работает с усердием.
У нас в это время решался вопрос об открытии в больнице нефрологического центра. Переговорили с Сергеем Валентиновичем, он одобрил мою инициативу, были не против открытия этого центра главные врачи районных больниц и главы соседних районов. Меньше чем через год был завершён ремонт помещения, установлено оборудование, подобран медперсонал и открыт центр, в котором так нуждались больные северных районов, которым раньше приходилось ездить в г. Семёнов. Запустили 10 «искусственных» почек, сейчас их уже 13. Оказываем помощь 20 пациентам из Шахуньи, Тонкина, Шаранги, Уреня, Ветлуги. Работаем: понедельник, среда и пятница в две смены. Людей привозят к нам больничным транспортом, а ведь раньше такие больные приезжали самостоятельно. Было стремление приобрести лапароскопическую стойку. Приехал в г. Ветлугу губернатор Г. С. Никитин, рассказали ему, что нам нужно такое оборудование, но стоит больше трёх миллионов. Просили помочь, глава района С. В. Лавренов меня поддержал. Начали думать, кто сумеет на ней работать. Оказалось, только главврач А. Н. Кудрявцев, который сейчас успешно проводит такие операции.
На вопрос журналиста «Если бы жизнь начать сначала, какую бы вы выбрали профессию?» Е. А. Скопцов ответил: «Конечно, врача и, скорее всего, стал бы хирургом, может, снова главным врачом, ведь это моё призвание!»