Исчезнувшие и исчезающие деревни должны сохранить в истории свои названия и имена тех, кто в них жил, чтобы люди их помнили
Костливое
Богата деревня Костливое на удивительных и интересных людей!
– Не отпускает меня родная земля, – говорит Алексей Александрович Орлов, коренной житель деревни Костливое. – Живём мы здесь семьёй – я, моя жена Наташа (воспитатель в техникуме) и сын Иван – и никуда уезжать не собираемся! Утром завожу машину, едем с женой в Ветлугу на работу, а сын в школу. Красивее и лучше места для нас нет! Здесь такая рыбалка, такой простор! А какие люди здесь жили дружные, добрые, работящие и милосердные. Вот, например, моя бабушка Галина Петровна Фомичёва в ранней молодости не побоялась забрать, удочерить и воспитать своих племянниц-двойняшек Валю и Лиду.
По словам Алексея, старшая сестра Галины Петровны умерла молодой, у неё остались две маленькие дочки. Двойняшек Валю и Лиду хотели отправить в детский дом, но 18‑летняя Галина, посоветовавшись с родными, решила, что дочерей сестры она воспитает сама. Тяжело было девушке взять на свои хрупкие плечи такую ответственность, но, несмотря на юный возраст, Галина стала девочкам настоящей матерью. Помогали в воспитании двойняшек родственники, односельчане. Галина Петровна позже вышла замуж, родила дочь Любовь, но никогда не делала различий между родной дочерью и двойняшками. Всю жизнь Галина Петровна прожила в Костливом и работала в колхозе «Коммунар». Выросли все дочери умницами и красавицами. Любви и заботы этой удивительной, доброй и трудолюбивой женщины хватало на всех. Валя и Лида, в свою очередь, тоже считали Галину Петровну мамой, а Любу – младшей сестрой. Получив образование, уехав жить в город, каждый год Валентина и Лидия приезжали на родину, в Костливое, пока были живы их мама Галя и сестра Люба.
Ветлужанка Людмила Борисовна Кураева в детстве часто гостила у бабушки Веры Алексеевны Калистовой в деревне Костливое. Активный, творческий человек, искренне любящий свою родину и гордящийся своими корнями, она поделилась рассказом о родных.
Прадед Людмилы Борисовны Алексей Алексеевич Слюзин родился в 1892 году в д. Костливое. Он был участником Первой мировой и Гражданской войн. За отвагу и мужество во время Первой мировой был награждён тремя Георгиевскими крестами, которые во время Великой Отечественной войны сдал в фонд обороны. А. А. Слюзин был участником встречи солдат с военным министром А. А. Керенским, который объезжая фронтовые части, воодушевлял войска перед наступлением. С женой Марфой Петровной они прожили 71 год, вырастили пятерых детей – двоих дочерей и троих сыновей. Сыновья и два зятя были участниками Великой Отечественной войны. Сын, Борис Алексеевич Слюзин и зять Дмитрий Фёдорович Калистов (родной дед Людмилы Борисовны Кураевой) героически погибли на фронте, ещё один сын, Николай Алексеевич Слюзин, попал в фашистский концлагерь, ему чудом удалось выжить, пережив все жуткие тяготы и испытания застенков. Весь больной и израненный Н. А. Слюзин вернулся домой, в деревню Костливое в 1946 году. Во время Великой Отечественной войны Алексей Алексеевич Слюзин работал председателем колхоза, затем трудился бригадиром, звеньевым, простым колхозником. Был постоянным членом ревизионной комиссии колхоза «Коммунар». Трудился Алексей Алексеевич Слюзин до преклонного возраста.
Л. Б. Кураева вспоминает, как прадед перевозил за реку колхозников на сенокос на лодках, мастерил специальные приспособления, прикрепляя одну лодку к другой, и так, «паровозиком», переплавлял несколько лодок с людьми на другой берег реки. Оставлял сенокосцев трудиться на другом берегу, а сам на вёслах плыл назад за другой партией людей. До глубокой старости Алексей Алексеевич мастерил сани для колхозных лошадей. Мастер он был знатный, славился на всю округу. За какую бы работу Алексей Алексеевич ни брался, всё делал добросовестно и честно. Он пользовался большим уважением у земляков. На воротах его дома висела табличка «Здесь живёт почётный колхозник колхоза «Коммунар». Умер Алексей Алексеевич в 1986 году в возрасте 94 лет.
По словам Людмилы Борисовны, у прадеда был родной брат Александр Алексеевич, человек по тем годам грамотный, т. к. окончил церковно-приходскую школу. Александр воевал на фронтах Первой мировой, а также Гражданской войн. Был он в то время не женат, остался после войны в Москве и устроился работать в одну из редакций. В Москве Александр Алексеевич Слюзин женился, у него родилась дочь. Бабушка Людмилы Борисовны, дочь его родного брата Алексея Алексеевича, Вера Алексеевна Калистова 1912 г. р. вспоминала, как она в 12‑летнем возрасте с отцом гостила у его брата в Москве. Девочка из глухой ветлужской деревни Костливое, нигде ранее не бывавшая дальше Ветлуги, была заворожена красотой и величием столицы. Ветлужанин из деревни Костливое Александр Алексеевич Слюзин, продвигаясь по служебной лестнице, поступил на работу в редакцию самой передовой в то время газеты «Правда». Он был коллегой, соратником и единомышленником Марии Ильиничны Ульяновой, родной сестры вождя пролетариата В. И. Ленина. После смерти М. И. Ульяновой в 1937 году Александр Алексеевич Слюзин был репрессирован, а затем расстрелян. Людмила Борисовна вспоминает, что в доме прадеда хранилась фотография брата Александра Алексеевича, который был запечатлён рядом с М. И. Ульяновой и коллективом сотрудников газеты «Правда». К огромному сожалению, фотография не сохранилась. Нет связи и с семьёй Александра Алексеевича Слюзина. Его единственная дочь умерла в юном возрасте.
– Полюбила я гармониста Александра Порфирьевича Груздева не только за то, что на гармони играл, а за его золотые сердце, душу и руки, – говорит Валентина Михайловна Груздева, жена гармониста и удивительного мастера на все руки из деревни Костливое. – Ну, конечно, рада, что он был творческий человек и весёлый. На гармони играл так, что за душу брало! Ни один праздник без гармони у нас не обходился. Два гармониста в Костливом было. Александр Порфирьевич Груздев научился играть на гармони под руководством Бориса Васильевича Калистова, знатного гармониста. Много гостей из соседних деревень к нам в Костливое в гости на праздники приходили. Так душевно и красиво они играли на гармонях! Дружно мы жили и хорошо с мужем, не обижал он меня. Всё делали сообща – вместе работали, ходили на рыбалку, в лес. Работящим муж был, умным, с чувством юмора и добрым. А какой рассказчик! Много он знал про родное Костливое, про замечательных людей, которые здесь жили, про родную природу! Он бы вам много рассказал. Немного вы его не застали, три года назад не стало Александра Порфирьевича, умер от инсульта. Работал до последнего, строил к дому новую веранду. Дом сам построил, мастерил замечательные лодки – лёгкие, прочные. Заказывали ему лодки не только земляки, но и люди из других мест, которые были наслышаны о золотых руках мастера. Двух дочерей мы с ним вырастили – Галю и Любу, обе окончили медицинское училище, работают, у них дружные семьи. Живут в Ветлуге, их дома стоят рядом. Живу я у Любы, но постоянно гощу у старшей дочери Галины. Она с работы поздно приезжает, так я и кур накормлю, и ещё что-нибудь посильное сделаю. Помогаю чем могу обеим дочкам, жалею своих кровинушек, да и не привыкла я без работы сидеть, хоть и инсульт перенесла.
В Костливое приезжает много дачников из Нижнего Новгорода, Москвы, Саранска, Ветлуги. Мы дом в Костливом не продали и не собираемся продавать. Сажаем там огород, знаем, что всё вырастет. В любой, даже самый неурожайный год там знатные урожаи. Спасибо дочкам, что часто возят меня в деревню. Тянет меня в Костливое, в дом, который построил мой любимый муж, туда, где самый чистый воздух, где самая свежая и вкусная вода в многочисленных родниках, где растёт самая сочная и сладкая земляника, где прошла моя молодость, где воспоминания самые лучшие.