Домой Спецпроекты История Он служил в Брест-Литовске

Он служил в Брест-Литовске

Он служил  в Брест-Литовске

«Тому народу, который не пожелает знать своё
прошлое, предстоит пережить его много раз».

Брестская крепость – прославилась героической обороной своего гарнизона в первые дни Великой Отечественной вой­ны.

В день вероломного нападения на СССР фашистской Германии в крепости располагались подразделения шестой и 42‑й стрелковой дивизий, 17‑го пограничного отряда и 132‑го отдельного батальона НКВД. Немногочисленный гарнизон крепости вступил в неравную борьбу с превосходящими силами противника. Штаб обороны крепости возглавляли майор П. М. Гаврилов, капитан И. Н. Зубачев и полковой комиссар Е. М. Фомин. Активное сопротивление продолжалось до 20‑х чисел июля. Отдельные герои Бреста сопротивлялись в подвалах крепости до начала зимы.

Впервые о героическом подвиге защитников Брестской крепости было рассказано летом 1955 года по Всесоюзному радио писателем С.С. Смирновым. Я хорошо помню, как советские люди ловили каждое его слово и с нетерпением ждали очередного выступления. Мне посчастливилось с группой учащихся Галкинской восьмилетней школы побывать в Бресте и посетить мемориальный комплекс и музей «Брестская крепость» в конце 1980‑х годов прошлого века.

В Брест-­Литовске накануне вой­ны проходила служба нашего земляка из д. Малиновки Галкинского сельсовета Николая Николаевича Смирнова. В сентябре 1940 года он был призван в Красную армию и служил в пограничных вой­сках в Брест-­Литовске. За примерную службу в начале июня 1941 года ему предоставили краткосрочный отпуск на родину. Во время отпуска Николай женился на девушке из своей деревни Анне Буяновой. 10 июня 1941 года справили свадьбу, но «медовый месяц» счастливых молодожёнов продолжился только восемь дней. 18 июня Николай отбыл к месту службы. Через три дня началась страшная вой­на, которая круто изменила жизнь каждой советской семьи.

Горе и страдания пришлось испытать советскому народу. На вой­не погибли 204 человека из Галкинского сельсовета. Это значит, что каждую неделю вой­ны в наши деревни приходила похоронка. В деревнях жители с нетерпением ждали почтальона и в то же время боялись его прихода. Семья Николая Васильевича Смирнова, чей сын за три дня до начала вой­ны уехал к месту службы, не получила ни одного письма ни от сына, ни от командования части, где он проходил службу. Трудно было пережить семьям известие о смерти сына, отца или брата, но ещё труднее не получать никаких сведений. В таком тяжелейшем испытании оказалась и Анна Фёдоровна – молодая жена Николая. За помощью она обратилась к жительнице деревни Мошкино Л.А. Воробьёвой (в народе её называли Любовь Праведная). Она обладала даром предвидения и угадывала судьбу человека. Выслушав Анну Фёдоровну, в ответ она пропела стишок:
«Никто могилку его
не осмотрит,
Никто на могилку к нему
не придёт…»
«Нет твоего любимого Николая в живых», – поведала ей прорицательница.
Отец Николая Смирнова Николай Васильевич Смирнов был первым председателем колхоза «Красная Малиновка», организованного из 20 хозяйств д. Малиновки в 1934 году до 1942‑го. Работу председателя колхоза он продолжил с октября 1945 года по январь 1951 года.

Татьяна Александровна Воробьёва вспоминает: «Мой дед по материнской линии Н. В. Смирнов родился в 1899 году в д. Жарнаве. Бабушка Евдокия Алексеевна родом из д. Иванчихи. В их семье родилось восемь детей – пять сыновей и три дочери. Николай был старшим, родился в 1921 году. С сентября 1940 года служил в пограничных вой­сках в г. Брест-­Литовске. Накануне вой­ны приезжал в отпуск. Женился на Анне Буяновой. Буяновы жили по соседству. У Марии Егоровны и Фёдора Ивановича было три дочери: Анна, Шура и Таисия. Дядя (Николай) отбыл к месту службы в г. Брест-­Литовск, а жена Анна стала жить в семье Смирновых. Через несколько дней началась вой­на… Похоронка на него пришла в 1946 году. В списках о безвозвратных потерях Калининского РВК записано: «Пропал без вести 8.08.41 г.» Дедушка обращался в разные инстанции в поисках хоть ­каких-то сведений о сыне, но безуспешно. А т. Анна прожила в нашей семье больше года и, спросив разрешения у моих дедушки и бабушки, вернулась к родителям. Потом к ней посватался Павлин Яковлевич Рябков из д. Шмотихи. И даже в этом случае Анна Фёдоровна спрашивала у деда разрешение выйти замуж. Всю жизнь наша семья «роднилась» с семьёй Рябковых. Они часто приезжали к деду с бабушкой в гости. Наша родня ездила к ним в Шмотиху, а потом – в Мошкино.

Все дети в семье Смирновых воспитывались в строгости, почитании и уважении к старшим. Сам дед не курил, матом не ругался. По праздникам выпивал, но пьяным я его никогда не видела. Они жили и трудились на родной земле. Только сын Виталий уехал искать счастья в другие края, сначала на целину, потом – в Ставропольский край. Дочь Александра прожила в Москве более 25 лет. После выхода на пенсию вернулась на родину и жила с дедушкой.

Мой дед прожил ровно 91 год. Видел, как росли его девять внуков и четыре внучки, родились и росли 20 правнуков и 28 праправнуков».

Мучительные годы ожидания хоть ­каких-то вестей о муже закончились у Анны Фёдоровны в 1946 году. Она обрела своё женское счастье в новом браке с Павлином Яковлевичем Рябковым. Он был призван в Красную армию почти одновременно с Николаем в сентябре 1940 года и был направлен на охрану восточных рубежей страны. Он – участник вой­ны против империалистической Японии, награждён орденом Отечественной вой­ны, медалями «За победу над Японией», «За победу над Германией в Великой Отечественной вой­не 1941–1945 гг.», юбилейными медалями. Был демобилизован из вооружённых сил в 1946 году.

Павлин Яковлевич был строгим, справедливым, трудолюбивым, любящим мужем для жены и заботливым отцом для детей. С Анной Фёдоровной они вырастили пятерых детей – четыре дочери и одного сына. Про таких мужей и отцов в народе говорят: «За ним как за каменной стеной». Любил во всём порядок. Это было как в личном хозяйстве, так и в бригаде. Он много лет работал бригадиром в д. Шмотихе колхоза «Галкинский».

Я пять лет работал директором Галкинской восьмилетней школы. Дети из отделённых деревень – Краснояр, Шмотиха, Угоры – жили в интернате. Павлин Яковлевич каждую неделю в понедельник обеспечивал подвоз детей в школу на лошади, в субботу забирал их домой. Чаще всего приезжал сам встречать и своих детей, и детей из других семей. Зимой обязательно привозил несколько тулупов и закутывал ими ребятишек.

Вот таким было поколение советских людей, отстоявших свободу и независимость Родины в вой­не с фашистской Германией. Это было поколение победителей. Оно сохранило и передало поколению детей вой­ны лучшие нравственные черты: трудолюбие, честность, справедливость. Для них не было чужой боли и беды.
В семьях потомков Н. В. Смирнова и П. Я. Рябкова чтут память о Николае Николаевиче Смирнове. Для них он не пропал без вести, а навсегда остался молодым, двадцатилетним, любимым и красивым.

Выражаю искреннюю благодарность внучке Н. В. Смирнова Т. А. Воробьёвой и дочери П. Я. Рябкова М. П. Виноградовой.

 

Ваш комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.