Режиссёр документального кино Алексей Васильевич Герасимов родился в Москве. Его отец Василий Петрович – агроном, подвизался в городском управлении по озеленению Москвы. Мать Александра Алексеевна – военврач – терапевт работала в военном госпитале. По окончании средней школы Алексей поступил в 1‑й Медицинский институт в Москве и окончил его по специальности: отоларинголог и фтизиатр.
В 1977 году Алексей снял в Уэлене на Чукотке фильм «Солнце над Уэленом» по моему сценарию. Предварительно я летала в Уэлен, посёлок, известный древним промыслом резьбы по кости мамонта и моржа. Героем фильма был старый резчик Гемауге, славный тем, что вырезал из клыка моржа шхуны, которые издавна заходили в воды Ледовитого океана и швартовались недалеко от Уэлена. Искусные «шхуны» Гемауге украшают стенды многих музеев мира.
В 1979 году была снята картина «Радуга над Амуром». В ней режиссёр продолжил исследовать тему народного искусства на материале другой народности – ульчей, то есть нанайцев, живущих в низовьях Амура.
В следующем году А. Герасимов начал снимать фильм «Петроглифы на бересте». Сценарий писала я, а консультантом был доктор исторических наук из Петербурга, нивх по национальности Чунер Таксами (ныне покойный). Фильм этот находился в фильмотеке киноархива в Белых Столбах. Поясню, почему фильм называется «Петроглифы на бересте». Казалось бы – два разнородных материала: петроглифы – знаковые изображения на базальтовых камнях, которые находятся на берегу Амура, недалеко от селения Сикачи-Алян, и мягкая береста, из которой нанайцы изготавливали домашнюю утварь. Но на неё-то и наносили магические знаки петроглифов в качестве мистического оберега от злых духов.
В фильме представлено много древнейших обрядов нанайцев – поклонение Солнцу, благодарение Воды и Земли, «Медвежий праздник» у нивхов, дары хозяину тайги… Герои фильма – носители древней культуры своего народа, сказители, музыканты, участники обрядов. Фильм снимался в селении эвенов Арка, на берегу Охотского моря, в ульчиком селении Богородское, в селении нанайцев Улика-Национальная и во множестве других мест проживания коренного населения Дальнего Востока.
Объём редчайшей (уходящей) информации, понимание направленного смысла снятых эпизодов, безошибочный вкус режиссёра А. Герасимова и оператора В. Якуббо сделали значение картины уникальным.
Через 10 лет работы на Хабаровской киностудии А. Герасимов с семьёй возратился в Москву. Здесь, в конце 1980‑х, он поступил работать на православную студию «Отечество», где в 1990‑м был снят фильм «От дерева к Дереву». О резчике по дереву Александре Варганове, живущем в Сергиевом Посаде.
Александр Варганов начинал творческий путь с подражений св. прп. Сергию Радонежскому, который, по легенде, вырезал деревянную, «щепную» игрушку в условном стиле и дарил эти поделки детям. Но далее – от жанровой игрушки Александр перешёл к резьбе, в той же условной манере, изображающей русских святых, по сути дела, деревянных – объёмных и плоских икон. Отсюда и название фильма «От дерева к Дереву».
В 1991 году мы переехали в Ветлугу, где Алексей собирался снять фильм «Голоса Ветлуги». Осуществить замысел, ему было не суждено. В 1992 году его настиг тяжелейший инфаркт, из которого, говорили врачи, «не возвращаются». Алексей – по молитвам наших друзей и священников – вернулся. Кинокарьера была окончена. Начался новый период жизни, а значит, и деятельности.
По мере возвращения Алексея нашлось и дело. В 1993 году, по благословлению митрополита Нижегородской епархии Николая, мы начали восстанавливать Троицкий храм, одно из самых старинных сооружений в Ветлуге, заложенное при императоре Павле I и завершённое в 1806 году при Александре I. Тогда в 1993 году – храм был филиалом электро-механического завода. Здание было исковеркано в соответствии с оснащением промышленного предприятия. Фотографии этапов восстановления облика храма находятся в Ветлужском краеведческом музее.
Роль А.В. Герасимова в деле восстановления Троицкой церкви, без преувеличения, значительна. По сути, он играл роль прораба, руководил укладкой кирпича на восьмерике, наблюдая, чтобы укладка соответствовала первоначальным старинным чертежам архитектора, проектировавшего собор в конце ХVIII столетия. Руководил возведением главного и двух надпридельных куполов. Огромный труд, любовь, знание принятых в церкви оснащений Алексей Васильевич вложил в восстановление и оформление Северного придела во имя Федосия Тотемского. В течение двух лет создавал резную алтарную преграду, Царские врата, тябла для икон.
Совместно мы хлопотали о передаче старинных икон, хранящихся в фондах Ветлужского краеведческого музея в Троицкий храм. Девять икон Господского ряда были заказаны эмальеру Андрею Юрьевичу Авдееву в Хабаровск. Все они были оплачены мною и Алексеем Васильевичем, храму подарены безвозмездно. Так же, практически безвозмездно, работали мы с Алексеем и на восстановлении храма.
Есть и другие заслуги перед г. Ветлугой у А. В. Герасимова. Его трудами и усердием был поставлен большой крест на могиле расстрелянных в 1918 году заложников. На кресте вырезана надпись: «Невинно убиенным».
А. В. Герасимов вырезал и поставил крест, вместо именной дощечки с надписью, замечательному архитектору Шевякову, известному своими проектами не только в Ветлуге, но и в Москве.
А. В. Герасимовым были поставлены кресты и на могилах сестёр Коломаровых – Надежды Павловны и Анны Павловны. Он считал своим долгом ухаживать и за могилами блаженных на ветлужском кладбище.
В 2002 году по заказу Ветлужского краеведческого музея А. В. Герасимов фотографировал остатки пяти усадебно-парковых комплексов. Снимки иллюстрируют буклет «Кольцо серебряное парков».
Многие ветлужане, знавшие Алексея, сохранили о нём добрую память как о неустанном труженике во благо г. Ветлуги.