Исчезнувшие и исчезающие деревни должны сохранить в истории свои названия и имена тех, кто в них жил, чтобы люди их помнили
Костливое
Во время поездки в д. Костливое познакомилась с Ниной Анатольевной Крюковой. Она не коренная жительница этой деревни, здесь они с супругом Александром Николаевичем в 1991 году купили домик под дачу. С тех пор каждое лето ездили сюда сажать огород, рыбачить, ходить в лес за грибами и ягодами. Несколько лет назад Александра Николаевича не стало, но Нина Анатольевна продолжает приезжать в Костливое из Ветлуги.
– Здесь такая хорошая, добрая аура! Дышится легко, рядом река, лес, раньше поля тянулись вдоль деревни. Недаром сюда так много людей тянет, и не только местных жителей, но и из соседних селений и городов. Знаете, какая здесь почва плодородная – чернозём, что в нашем ветлужском крае редкость, все овощи растут отлично, – говорит моя собеседница. – Люди здесь жили и живут замечательные – дружные, трудолюбивые, творческие. Не зря Костливое на всю округу славилось гармонистами.
Гармонисты всегда были в почёте в русских деревнях. С кем бы из жителей Костливого я не разговаривала, все с уважением вспоминали знаменитых местных гармонистов Бориса Васильевича Калистова и Александра Николаевича Груздева. По их словам, это были настоящие самородки.
– Мои родители Борис Васильевич и Любовь Васильевна Калистовы всю жизнь прожили в Костливом, – вспоминает Вера Борисовна Жихрова. – Трудились в колхозе. Папа был отличным рыбаком, занимался пчеловодством. У нас была дружная семья, родители – великие труженики, были добрыми, гостеприимными людьми. Когда качали мёд, то угощали им всех односельчан, если топили баню – приглашали мыться вдов фронтовиков. После баньки в избе на стол ставили самовар и все вместе пили чай с мёдом. А какие задушевные песни пели. Здесь не обходилось без папиной гармони. Хоть и не был Борис Васильевич учён музыкальной грамоте, на гармони играл виртуозно, мог на слух любую мелодию подобрать. Деревня у нас была большая, пожалуй, одна из самых крупных и многолюдных в округе, и самой длинной по протяжённости, с поворотами в обе стороны. И люди в ей жили очень дружно. По рассказам старших, в войну и голодные времена все соседи помогали друг другу выживать – рыбаки раздавали улов, в первую очередь, вдовам или многодетным, односельчане друг с другом хлебом делились, картофелем или прочими съестными припасами. Наверное, благодаря этому многие тогда выжили. Родители во время войны были подростками, учиться в школе им было некогда, много работали – пахали, косили, трудились на лесозаготовках. Бывало, спрашивала у них, как они, дети военной поры, выдерживали тяготы взрослой жизни и нелёгкий крестьянский труд. Глаза мамы и папы влажнели, а лица суровели. Они не любили общение на эту тему. Только твердили: «Не дай Бог вам, нашим детям и внукам, пережить такое страшное время». Несмотря на огромную физическую нагрузку, папа всегда находил время для музыки. Первые аккорды на гармони ему показал его отец, мой дедушка Василий Дмитриевич Калистов, а уж потом папа учился играть самостоятельно. С красавицей, бойкой певуньей и плясуньей Любовью Васильевной (в будущем моей мамой) они поженились совсем юными – ещё до службы папы в армии.
По словам дочери, Борис Васильевич Калистов прекрасно себя зарекомендовал на службе в рядах Советской армии, которая проходила в столице нашей Родины. Ему, отличнику боевой подготовки, одному из лучших солдат-срочников, было присвоено звание сержанта, предлагали остаться в Москве, продолжить военную службу, получить среднее образование, а затем поступить в военное училище. После некоторых раздумий коренной ветлужанин решил вернуться на родину – в Костливое, где его ждала жена.
Всю жизнь Калистовы трудились в колхозе и были в числе передовиков. Лучших колхозников премировали не только почётными грамотами, но и подарками – отрезами на платье или костюм, постельным бельём или полушалком. У Калистовых родились сыновья Сергей и Леонид и дочь Вера. К сожалению, искусство игры на гармони сыновья не переняли, Борис Васильевич научил игре на гармони дочь Веру и своего зятя Владимира.
С большим уважением вспоминает супругов Калистовых и их односельчанка Алевтина Александровна Смирнова:
– Хорошие люди были, трудолюбивые, хлебосольные и талантливые. Как хорошо, что музыкальный талант Бориса Васильевича передался по наследству его дочери Вере Борисовне и внучкам Ольге и Любови. В наше время гармонист был первым парнем на селе. Деревня без него, всё равно, что без голоса. Без гармонистов не проходил ни один праздник, ни одна свадьба… Взять хотя бы массовые гуляния. Например, широко и хлебосольно у нас отмечали престольный праздник – яблочный Спас, 19 августа. В каждом доме были накрыты столы, односельчане ходили к соседям или родственникам в гости, а потом те шли к ним «отгащивать». Конечно, ждали и всегда с удовольствием принимали гостей, прибывших из соседних деревень или издалека. Хозяйки старались «не ударить в грязь лицом». Готовились к празднику заранее. Варили деревенское пиво, ставили опару и пекли пироги с различными начинками, варили студень, готовили вкусные блюда с рыбой, мясом, овощами, выставляли на стол различные соленья, компоты, варенья.
А как веселились! Хоть клуба в Костливом и не было, но во время престольного праздника люди красиво одевались, собирались все вместе на деревенской улице, общались, пели, танцевали, плясали. Благо гармонисты Борис Васильевич Калистов и Александр Николаевич Груздев не давали скучать народу, поочерёдно, а то и вместе играя на любимых инструментах. До утра разносились звуки гармошки на всю округу.