16+
ДомойСпецпроектыЛирикаЛюди, земля и Небо Ветлуги

Люди, земля и Небо Ветлуги

Так называлась выставка художника Эдуарда Аркадьевича Штейнберга, состоявшаяся в марте 1987‑го года в Культурном центре Москвы (Петровские
Линии, 1) и принёсшая ему мировую известность

Уже через десятилетие «Деревенский цикл» Эдуарда Штейнберга показали в самых известных музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее и в Нью-­Йоркском музее Гуггенхайма. В начале 1990‑х художник стал академиком Российской академии художеств (РАХ). И был награждён за выдающийся вклад в развитие живописи золотой медалью РАХ и орденом Дружбы.

Серия из 17 живописных полотен и 13 гуашей на картоне, представленные на ней, стали итогом двадцатилетнего пребывания живописца на ветлужской земле, где он поселился будучи уже сложившимся мастером. Тем не менее «Деревенский цикл» сильно повлиял на его мировоззрение и творчество. Здесь и постоянный, не прекращающийся разговор с прошлым, и плач, и поминовение по ушедшим.
«15 лет смотрел вверх, – поясняет художник, – вниз смотрю последние два года».
Вот как вспоминают об этом близкие ему люди.

Становление

Галина Маневич, киновед, вдова художника:
– Эдуард Штейнберг родился 3 марта 1937 года в Москве. 1937‑й – не только год его рождения, но и год, когда впервые был арестован его отец. Трагические приметы времени предопределили его судьбу. Психологический комплекс сына «врага народа» способствовал раннему депрессивно-­неосознанному взрослению подростка и его переходу в иную социальную среду.

Мир творчества открылся сознанию Эдика вместе с возвращением из лагеря отца. Аркадий Акимович, не имея возможности жить в Москве, поселился в маленьком городе Тарусе на реке Оке, в 130‑ти километрах от столицы, и забрал к себе сына.
Красота среднеокского пейзажа привлекала к себе внимание художников ещё на заре века. Долгие годы провёл здесь художник Василий Поленов. В Тарусе прошло детство Марины Цветаевой. О Тарусе написал философские, трагически-­безнадёжные стихи Николай Заболоцкий. Здесь, вернувшись из ссылок и лагерей, жили Надежда Яковлевна Мандельштам и дочь Марины Цветаевой Ариадна Сергеевна Эфрон. Здесь же впервые зазвучала и воскресшая из небытия поэзия Мандельштама и Цветаевой. Естественно, что в пору «оттепели» этот город стал центром притяжения для молодых художников и поэтов. Одним из учителей, наставляющих юных паломников, был Аркадий Акимович Штейнберг. Так в Тарусе скрестились два поколения русской культуры – прошлой, чудом уцелевшей, и новой, нарождающейся.

В эти годы ещё юный Эдик Штейнберг работает в рыбацкой артели. В близости с природой ожогом прививается ему трагедия русской культуры. Органическая связь природы и культуры станет существом его экзистенции.

Оживлённые вечерние чаепития, домашние поэтические чтения оказались источниками высокого напряжения. К тому же рядом исступлённо работал художник Борис Свешников, который совсем молодым провёл восемь лет в лагерях вместе с Аркадием Штейнбергом, а в начале 1950‑х жил рядом, у Штейнбергов в Тарусе. Эдик начинает рисовать. Настольной книгой художника становятся «Письма» Ван Гога. По совету отца он свободно копирует рисунки Рембрандта, ежедневно работает на натуре. Пейзажи Тарусы, излучины Оки видятся Штейнбергом в зеркале вангоговской экспрессии.

Здесь же, в Тарусе, летом 1959 года происходит знакомство Эдика со сверстниками, студентами художественного факультета ВГИКа, прибывшими на практику.
Обзаведясь друзьями и как бы завершив «самообразование», осенью 1961 года Эдик перебирается в Москву. Он поселяется в доме родителей на улице Карла Маркса, бывшей Басманной, недалеко от тех мест, где в XIX веке жил Пётр Яковлевич Чаадаев – оригинальный русский религиозный философ, которого позднее полюбит цитировать художник. Семнадцатиметровая комната сталинской коммуналки, где он вместе с матерью и братом обитал до возвращения отца, превращается в «ателье» и становится местом встреч младшего поколения художников московского «подполья».
Своей нищетой комната напоминала горьковскую ночлежку (с той только разницей, что стены её были увешаны картинами), в ней теснились люди, которые могли по двенадцать часов в сутки самозабвенно работать. О том, что Ван Гог при жизни продал всего одну картину, здесь знал каждый. И Штейнберг вполне осознанно выбрал для себя путь «нестяжательства» в искусстве.

В эту пору палитра художника начинает подчиняться монохромной сумеречноохристой тональности. Штейнберг пишет портреты друзей, создаёт первые сюжетные композиции: «Дворник», «Продавец цветов», «Татарская свадьба», «Ты не получишь воздаянья»… В персонажах работ этого времени проглядывает некоторое внешнее сходство с автором, отчётливо читается романтизация собственного образа жизни. Как некий эпатажный жест рождается серия белых абстракций, выполненных нитрокраской с густой фактурной поверхностью, вскоре уничтоженных самим художником. Не имея денег на холсты и подрамники, Эдик много работает на бумаге (тушью, акварелью, карандашом). Работы этого периода он в основном раздаривает друзьям, лишь некоторые из них сохранялись в мастерской.

Весной 1962‑го года известие из Тарусы о смерти Марьи Ивановны, вдовы замученного в 1920‑х годах священника, вносит новый мотив в творчество Штейнберга. Эта смерть рождает для него идею воскресения, идею временного и вечного. С одной стороны, погружение в мир поэзии и жизни Блока, с другой – реальная смерть близкого человека высокой веры, доброты и жертвенности открывают художнику смысл женского архетипа как субстанции духовной красоты. Женская фигура, горизонтально распластанная на пейзаже в работах художника этого периода, неосознанно повторяла композиции древних плащаниц Богородицы, а музыкально-­ритмическое ощущение некоего вселенского ландшафта делало картины Штейнберга созвучными символическим полотнам Врубеля и Борисова-­Мусатова, закончившего свою жизнь в Тарусе.
В то время как художника всё более манит к себе мир вечных смыслов, жизнь его протекает далеко не безоблачно. Дважды его привлекают к суду за «тунеядство». Он устраивается на работу то ночным сторожем, то вахтёром и, наконец, рабочим в Суриковский институт. 3десь у него появляется возможность подбирать старые кривые подрамники и закрашенные холсты, которые он отмачивает, отстирывает и пускает в работу. Иного способа иметь их не предвиделось. В связи с разгромом Н. Хрущевым выставки в Манеже зимой 1962‑го года художник лишается и последней надежды на единожды возникшую жалкую помощь от молодёжной секции МОСХа.
В 1964‑м году родители Эдика перебираются в Москву, и художник практически лишается места для занятий живописью. В результате длительного обмена он получает шестиметровую каморку в огромной коммунальной квартире. Здесь он продолжает работать с тем же фанатизмом. В этом мини-ателье у Штейнберга начинают бывать старшие представители московского «подполья» – Владимир Вейсберг, Оскар Рабин, Юло Соостер, – признавая в нём младшего собрата и единомышленника. «Диплом» на законное пребывание в «подполье» ему выдаёт собиратель М. Шагала, В. Кандинского и К. Малевича – Георгий Дионисович Костаки, приобретая две его работы.

К 1965‑му году палитра художника начинает заметно высветляться и приближаться к пастельной. Переливающаяся перламутровая поверхность холста, его подвижное вибрирующее поле обволакивают странные органические формы: камни, раковины, черепа, силуэт мёртвой птицы, рыбы. Эти формы мыслились художником как знаки или идеи, напоминающие о вечности. Среди них художник находит свой собственный мир, в котором он начинает естественно дышать и работать.

В начале 1966‑го года Эдик переезжает ко мне в однокомнатную квартиру у метро «Аэропорт». В этот период происходит знаменательное для творчества и биографии Штейнберга знакомство с чешским искусствоведом Индрихом Халупецким и большой группой его коллег, впервые обративших серьёзное внимание на русскую школу «подпольных» художников. Между Эдиком и Халупецким завязывается переписка. Письма чешского критика для его московского адресата в ситуации социальной депрессии являлись не только голосом надежды, но и стимулом к творчеству.

Предыдущая статьяВ часы раздумий
Следующая статья«Никогда не сдавайтесь!»
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Ваш комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные статьи

Рубрики

Новые статьи

Новые комментарии