Домой Новости Социум «Не отпускает меня родная Исаиха…»

«Не отпускает меня родная Исаиха…»

Когда-то деревня Исаиха, что стоит на высоком, живописном берегу красавицы реки Ветлуги, была многолюдна, особенно много народу здесь жило до военного лихолетья. Сегодня её единственный постоянный житель – Надежда Сергеевна Крутикова.

С Надеждой Сергеевной Крутиковой мы познакомились прошлым летом во время сплава по реке в составе экспедиции «Вся Ветлуга – 2020. От истоков до устья». Её рассказ о себе и своих родных меня заинтересовал. И вот я снова у неё в гостях, мы ведём неспешный разговор о её прошлой и сегодняшней жизни.

В небольшом стареньком доме у Надежды Сергеевны тепло и уютно. Всё просто, «по-старинному», как выражается она сама. Недалеко от печки стоит небольшой сундучок, на котором сладко посапывает любимая хозяйская кошка Муська, в «красном» углу красуется большой трельяж, неподалёку – сервант, стол, металлическая кровать. На всех стенах дома, в больших деревянных рамках – фотографии родных и знакомых Надежды Сергеевны людей. Пол аккуратно застелен домоткаными половичками. Время в этом доме как будто остановилось, но только не в улыбчивой и подвижной Надежде Сергеевне. Гостеприимная хозяйка наливает ароматный чай, пододвигает ко мне вазу с конфетами.

– Люблю угощать гостей! Хотелось тебя пирогами накормить, да, сила и сноровка уже не те, – сетует Надежда Сергеевна. – Знаешь, какие я раньше пироги пекла вкусные?! В молодости не за работу это считала, а за отдых и удовольствие. Много пирогов пекла, с разными начинками, заполняя противнями всю печь, чтобы семью да гостей досыта накормить и соседей угостить!

Надя с раннего возраста росла бойкой, трудолюбивой. Спозаранку выходила в поле или на ферму, трудилась наравне со взрослыми женщинами, не замечая усталости. Большая часть мужчин из д. Исаихи не вернулись с фронта, поэтому приходилось много по дому мужской работы делать. Вечером молодёжь собиралась на беседки. Лучшей плясуньи и певуньи, чем Надежда, было не найти! А рукодельница какая! Всё умела – шить, вязать, строчить, ткать, вышивать, прясть пряжу, плести кружева.

Приглянулась она парню из соседней деревни, недолго думая, тот сватов прислал. Надежда сначала не хотела выходить за него замуж, не нравилось, что старше был её на десять лет, но мама с бабушкой дали совет: «Смотри, Надежда, «вывеска» у парня хорошая – он симпатичный, статный, детки у вас красивые будут. Самое главное – скромный и работящий, что долго не женился, так потому что ещё и умный – достойную девушку ждал. Вот тебя и дождался».

Ни разу Надежда не пожалела, что послушала мудрые их советы и вышла замуж за Александра Крутикова. Жили они с мужем душа в душу, двое замечательных детей родились, в семье всегда царили лад и уважение друг к другу. Оба супруга успешно трудились в колхозе, были в числе передовых работников. Наград и похвальных грамот у Надежды Сергеевны, одной из лучших доярок района, не счесть. Крутиковы держали полный двор скотины плюс большой огород, на котором выращивали много овощей. Радовали успехами дочь и сын, растущие отзывчивыми, трудолюбивыми людьми и незаменимыми помощниками родителям. Кажется, ничто не могло омрачить жизнь их дружной и работящей семьи. Но неожиданно пришло горе. В 45 лет осталась Надежда Сергеевна вдовой, от тяжёлой болезни умер муж.

– С тех пор стала я «и лошадь, и бык, и баба, и мужик», – с горькой улыбкой говорит Надежда Сергеевна. – Все мужские дела делала сама. Конечно, я и раньше была привычна к любому труду, но тяжело жить в деревне одной женщине, без мужчины. Хорошо, что дети у нас неизбалованные, к работе приучены. Но всё-таки дети – есть дети, жалко их. Большинство дел на мне было. Могла я и топором работать, и косу заклепать, и огород посадить, даже забор и сараи построить. Животных – полный двор. Кроме этого и женские дела никто не отменял.

В летний период в Исаиху приезжают из городов дачники, а остальное время она коротает здесь одна.

– Не могу жить без родной деревни, – говорит Надежда Сергеевна. – Дети купили квартиру с удобствами в Ветлуге, обставили новой мебелью, сказали: «Ты заслужила, мама, жить в покое и пользоваться всеми удобствами!» Спасибо им, моим кровинушкам, да вот только не отпускает меня родная земля, Исаиха, и пока ещё есть силы, буду в деревне своей жить. Такого воздуха чистого да сладкого нигде больше нет, не зря ведь пасеки здесь дачники держат. А река? Красивые у нас места! Как спасала нас родная река Ветлуга в голодные времена! Рыбы много ловили, обязательно угощали всех соседей. Да и дом родной жалко бросить. Выросла я здесь.

Скучно мне не бывает. Телефон есть, телевизор, радио. Выписываю районную газету, интересно мне, что в нашем районе да области происходит. Со мной живёт любимая кошка Муська – моя подружка. Я с ней и поговорю, и поглажу, иногда поворчу на неё, когда досаждает. А ещё страсть как люблю коврики вязать. Хотя и вижу уже плохо, но от любимого рукоделия не могу отказаться. Сын Александр со снохой Олей живут в Крутцах, постоянно меня навещают. Воду привозят, лекарства, продукты, бельё постирают, что бы я ни попросила – во всём мне помогают. Постоянно дети и внученька, которую назвали в мою честь Надеждой, со мной на телефонной связи.

Если вдруг, не дай Бог, заболею, сразу примчатся на помощь. Дочь Людмила с зятем живут в Санкт-Петербурге, но тоже каждый день мне звонят, приезжают сюда по несколько раз в год.

Мы говорили с Надеждой Сергеевной о жизни, о том, как было раньше и сейчас, об увлечениях, детях и внуках. Смотрела я на свою собеседницу и поражалась её жизнелюбию, доброте и силе духа. Несмотря на болезни и разные жизненные передряги эта простая деревенская женщина обладает сильнейшей положительной энергетикой. Когда мы собрались в обратный путь, она перекрестила нас в дорогу и долго смотрела вслед из окошка своего старинного родительского дома. В этом же окне она в 1941 году стояла и глядела вслед уходящему на войну отцу, который был призван на фронт в числе первых. Тогда она была ещё ребёнком – самая младшая в семье.

– По словам мамы, очень тяжело прощался тятенька с родными, горевал, плакал, хотя раньше никогда и никто слёз или слабости от него не видел, – с грустью вспоминала Надежда Сергеевна. – Когда отец уходил на войну, меня, папину двухгодовалую любимицу, мама поставила на подоконник, чтобы помахала тяте рукой в дорогу. Отец обернулся, помахал мне в ответ и горько произнёс: «Прощай, моя дочурка, прощай Наденька, сердцем чую, не увижу больше ни тебя, ни родного края!» Ни одного письма не получила мама от тяти с фронта. А как она ждала, тайком молилась и горячо верила, что вернётся муж домой! Позже пришло известие, что рядовой Сергей Иванович Малютин в первом своём бою пропал без вести.

Хоть и ребёнком тогда была Надежда Сергеевна, но в её памяти до сих пор живёт светлый образ родного, доброго и заботливого отца.

Ваш комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.