Колька

Колька

Мы, заставшие в живых поколение победителей, слышавшие их рассказы о страшной вой­не, видевшие скупые мужские слёзы фронтовиков, обязаны рассказать о них своим детям. А ещё о том, как выживали дети в то страшное военное время.
(Детям войны посвящается)

Великая Отечественная вой­на оставила глубокий след в истории моей семьи. Я помню деда, получившего на фронте контузию – отца моей мамы, Геннадия Дмитриевича Сетюкова. Моя дочь рассказывала о нём на страницах районной газеты. Он получил жуткое ранение в голову, но вернулся живым! Отец моего папы, Анатолий Георгиевич Малаушкин, погиб, защищая блокадный Ленинград, и похоронен в братской могиле. Оба деда воевали, оба имеют награды.

Дети вой­ны… Страшное словосочетание…

Мой отец, Николай Анатольевич Малаушкин, был вторым ребёнком в семье, брат Сергей на семь лет его старше. Коля появился на свет 1 декабря 1939 года в крестьянской семье в селе Георгиевском Ветлужского района.

В 1942 году на деда пришла похоронка, в том же году случился пожар, и у вдовы Августины Николаевны Малаушкиной сгорел дом. Она с двумя детьми ходила по дворам и просила милостыню. Горя и голода все трое хлебнули сполна.

В детстве, когда я жила с родителями в деревне, у нас в семье всегда держали много животных. Помню, папа наводит корм поросятам, или пойло, как у нас называют: каша, картошка из чугуна из русской печи, остатки со стола – густой наваристый запах стоит на всю кухню. Он всё перемешивает деревянной лопаткой и говорит: «Если бы мне маленькому поставили это ведро, я бы съел всё, даже если бы лопнул!..» Я изумлённо смотрю на отца, потом на пойло и не могу представить, как это возможно…

Хочу поделиться папиными рассказами о его детстве. По его словам, старший брат Сергей был хитрей. В борьбе за еду братьев не было. Отец рассказывал: «Серёжка мне внушил, что если он обнюхал какой кусочек съестного, то его есть нельзя. Я в это свято верил, легко ел то, что обнюхал кот, но после Серёжки не ел никогда! Кто-то из соседей дал матери большие, красивые яблоки. Серёжка схватил и быстренько всё обнюхал! Я ревел, а Серёжка ел спокойно, не торопясь, яблоки…»

У чернявого, голубоглазого Кольки на носу были крупные веснушки. Серёжка смеялся над ними, говорил, что их надо мазать солидолом, которым смазаны колёса у телеги, тогда их не станет. Колька в летнюю жаркую сенокосную пору взял, да и щедро намазал мордочку солидолом. В лицо как будто плеснули кипятком, хлестанули по нему зрелой крапивой! О, ужас! Колька нырял в реку, тёрся мордашкой о песок, но легче не становилось! Долго болела, краснела и трескалась кожа на лице.

Как-то среди зимы Колька сидел на большой русской печке. К брату Сергею пришли друзья и хвастаются своими подвигами. Кто ворону приручил, кто огромную рыбу поймал, но самый крутой подвиг: «А я по потолку ходил!» Пацаны убежали, а Колька поднял ноги к потолку… и пошёл! Руки по печке, а ноги, ноги шагали по потолку! Вдруг печка закончилась, и Колька полетел вниз головой – прямо в лохань с помоями! Кухня в помоях, Колька поскуливает под печкой, но подвиг совершён.

И ­всё-таки большинство папиных воспоминаний о детстве связаны с голодом. Диким голодом. Дети с нетерпением ждали летних дней, ели подножный корм, всё, что находили: клеверные головки, песты (молодые побеги хвоща полевого), иногда жарили зёрнышки из редких, случайных колосков ржи, которые находили в поле после уборки урожая. В моём детстве папа меня тоже научил есть эти нехитрые лакомства. В лесу он очищал от коры можжевеловую палочку, и я вгрызалась в смолянистый, терпкий и тягучий сок, очищенную от коры липовую веточку аккуратно втыкала в муравейник и с удовольствием облизывала её, ощущая своеобразный кисловатый, безумно вкусный привкус! А дикий заречный лук… Папа научил нас с сестрой без проблем различать его в огромных заливных лугах. Ели мы его в огромных количествах. Щавель, ревень, кислица! Нас научили любить их вкус наши родители – дети вой­ны – в память о своём голодном детстве. Для нашего послевоенного поколения это было скорее не лакомство, а просто познавательно, экзотично, приятно и интересно, а вот для детей вой­ны – настоящая еда.

Вспоминал папа, как к ним из города приехали родственники, бездетная пара. Они слёзно просили мать, нищую солдатку и вдову, отдать им хорошенького Кольку, обещали, как подрастёт, отдать его в Суворовское училище, сделать военным. Мать не дала. А отец иногда говорил, что лучше бы отдала, может быть, так и не наголодался бы в детстве…

Так жили дети вой­ны. Выжили.

Папа делал мне игрушки. Самая лучшая и интересная – вырезанный из дерева пильщик. Это – изготовленная из дерева фигурка человека, руки, вытянуты вперёд, в которые для противовеса вставлялась палочка, а на неё нанизывалась сырая картошка. Фигурка ставилась на самый краешек стола и равномерно раскачивалась, как будто что-то пилила и не падала! Чудо!

Папа женился поздно. Мой дед так его и не принял – так как бедный – сын побирушки. Мои родители поженились вопреки всему. Родилась старшая сестра Надежда, потом папа выпросил сына – родилась я, вторая дочка – Ольга. Так как папа сильно хотел мальчика, воспитывал он меня соответствующе. Вместе с отцом – трактористом, я ездила на различные полевые работы. Сын Оля. Так меня в шутку звал папа. Учил гонять на мотоцикле. И баловал нас, дочерей, сильно!

Ещё до того как появились в наших сельских магазинах в продаже формочки для леденцов, папа вырезал в половинке картошки пятиконечную звезду, заливал в неё варёный сахар, втыкал гладенькую лучинку и… у нас с сестрой в руках было изысканное лакомство! Готовить папа умел всё. Готовил чаще мамы и очень вкусно! Я, будучи студенткой, приехав на каникулы домой, с вечера шутливо заявляла: «Утром не встану, пока пирогами не запахнет!» Меня будил папа, стол ломился от пирогов, причём, моих любимых – ржаных пресняков с капустой! Вкусней пирогов, которые готовил мой отец, я никогда не ела.

Сейчас моему сыну три года. Столько же было во время вой­ны моему осиротевшему отцу, ребёнку жестокой вой­ны! Смотрю на своего малыша и, глотая слёзы, с ужасом думаю, что пришлось испытать папе во время его голодного детства.

О.Н. Голубева (Малаушкина)

Ваш комментарий

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.