В старом семейном альбоме я увидел фотографию незнакомого мне молодого мужчины в красноармейской форме: красивое, мужественное лицо, внимательный взгляд больших глаз. Меня заинтересовала эта фотография, и я решил узнать, кто запечатлён на ней.
Бабушка Нина Васильевна, которую я попросил рассказать об этом человеке, коротко ответила, что это отец моего деда Николая Ивановича – мой прадед Иван Евграфович Висков. Известно о нём лишь то, что летом 1941‑го он был призван на фронт из села Слышково Городецкого района, где проживал со своей семьёй. С войны не вернулся, а его жена Анастасия Евграфовна получила извещение о том, что муж пропал без вести. С тех пор прошло более 70 лет…
Ни на что не надеясь, решил попытать удачу и разыскать хотя бы какую-то информацию о своём прадедушке. На одной из страниц сайта Центрального архива Министерства обороны нашёл недавно рассекреченные данные времён Великой Отечественной войны. Среди многочисленных списков увидел знакомую фамилию – Висков. Вначале у меня были сомнения. Подумал, что эти сведения принадлежат какому-то моему однофамильцу. Стал вглядываться в строчки лагерного бланка со свастикой и читать текст, написанный на двух языках – немецком и русском. И чем больше вчитывался в эти строки, тем яснее всё вставало на свои места. Красноармеец Иван Евграфович Висков, 1911 г. р., был взят в плен фашистами 20 июля 1941 года под городом Кричев в Белоруссии. Он попал в лагерь для военнопленных Шталаг, где умер через три месяца – 30 октября. Похоронен в одной из братских могил в немецком Мюльберге.
Вновь и вновь рассматривая электронную копию фашистского бланка, я представлял стены лагеря, опутанные колючей проволокой, мне слышались автоматные очереди, лай овчарок и резкие звуки немецкой речи. На какие-то мгновения мне показалось, что вижу со стороны весь тот ужас, который там происходил. На глаза наворачивались слёзы. Мой прадедушка! Как и сотни тысяч ни в чём неповинных людей, побывал в этом аду. Он погиб тридцатилетним, а его единственному сыну в то время было всего четыре года. Так распорядилась война…
Этот документ из интернета с отпечатком пальца моего прадеда да старое довоенное фото из нашего альбома – всё, что осталось нам на память о нём.
Теперь знаю точно, что мой прадед был настоящим солдатом, не изменившим и не предавшим Родину. Для меня он – герой, своей жизнью заплативший за то, чтобы оставить нам главное наследие – Великую Победу в той страшной войне.
Так прояснилась ещё одна страница истории моей семьи. Чтобы сообщить об этом, позвонил деду Николаю Ивановичу. Мой восьмидесятилетний дед слушал рассказ о судьбе своего отца и плакал…
Сейчас моего дедушки уже нет в живых, но я прекрасно помню, как он, поздравляя нас с праздниками, кроме пожеланий здоровья и счастья, всегда говорил: «Не дай вам Бог пережить то, что пережили мы». И с каждым годом всё яснее я понимаю смысл этих слов.
У меня появилась такая мечта. Когда вырасту, постараюсь побывать в Германии, найти могилу моего прадеда И. Е. Вискова, поклониться его праху и пообещать, что не уроню чести и достоинства его фамилии.
Почти все герои Великой Отечественной ушли от нас, уходят уже и дети войны. Но остаёмся мы – их внуки и правнуки. Остаёмся, чтобы гордиться их подвигом, чтобы идти плечом к плечу в «Бессмертном полку», чтобы сохранить и передать следующим поколениям это наше великое наследие.
Илья Висков, Ветлужская школа № 2