У Ветлужского района в Республике Беларусь есть побратим – Бобруйский район, что расположен на юго-западе Могилёвской области. 22 июня 1941 года немецкие бомбардировщики обрушили на него свои смертоносные заряды. Через три года Бобруйский район был освобождён советскими войсками. Об этом материал нашего белорусского коллеги из газеты «Трыбуна працы».
Недалеко от Бобруйска, у д. Сычково, возвышается величественный мемориал, центральное место в котором занимает Курган Славы. Он был насыпан в честь военнослужащих 1‑го Белорусского фронта и партизан Бобруйского района, которые в 1944 году в ходе наступательной операции «Багратион» разгромили группировку войск немецких армий «Центр».
В соответствии с замыслом Ставки Верховного Главнокомандования на войска 1‑го Белорусского фронта под командованием К. К. Рокоссовского была возложена важнейшая задача – разгром бобруйской группировки противника. Бобруйское направление в планах стратегов операции «Багратион» было на особом счету, так как завладение городом на Березине открывало войскам 1‑го Белорусского фронта, находящимся на юго-восточном театре боевых действий, прямой путь на Минск. Не мог не учитывать это обстоятельство и противник, поэтому создал около Бобруйска две линии мощных оборонительных рубежей и стянул сюда огромное количество живой силы и техники.
Рокоссовским был разработан уникальный план наступления на врагов. Советские войска двумя мощными ударными группировками из районов севернее Рогачёва и южнее Паричей, по его замыслу, должны были на узких участках фронта прорвать оборону противника, нанести ему сокрушительные удары и, сойдясь в районе Бобруйска, завладеть городом, после чего своими главными силами развить наступление на Минск.
Силы немцев насчитывали около 130 тыс. солдат и офицеров, более 350 танков и штурмовых орудий, около 2,5 тыс. орудий и миномётов. С воздуха их поддерживал 6‑й воздушный флот (около 700 самолётов). К тому же немцы имели время для создания мощной, глубоко эшелонированной обороны. Её тактическая зона включала две полосы. Дополнительно вдоль рек Добосна, Ола и Березина были оборудованы оборонительные рубежи.
Сам Бобруйск был превращён в настоящую крепость. Для защиты города оборудовали два обвода: внешний проходил в нескольких километрах от города, многие деревни были превращены в опорные пункты; внутренний подготовили непосредственно по окраине города. Подходы к городу прикрыли проволочными заграждениями и минными полями. Улицы были забаррикадированы, многие дома и подвалы приспособлены под огневые точки. На важных перекрёстках вкопали танки. Имелись и долговременные каменные и железобетонные огневые точки. Город имел сильную зенитную артиллерию.
24 июня 1944 года войска 1‑го Белорусского фронта пошли в атаку на бобруйском направлении. После мощной артподготовки пехота и танки перешли в наступление. Со стороны Паричей в направлении Бобруйска продвигались подразделения 65‑й армии генерал-полковника П. Батова, 28‑й армии генерал-лейтенанта А. Лучинского и 1‑й гвардейский танковый корпус генерал-лейтенанта М. Панова. В тех местах оборона немцев из-за лесисто-болотистой местности была «очаговой», и противник не ожидал там удара. А вот рогачёвской группировке в составе: войска 3‑й армии генерал-лейтенанта А. Горбатова, 48‑й армии генерал-лейтенанта П. Романенко и 9‑го танкового корпуса генерала Б. Бахарова, пришлось преодолевать укреплённые немецкие позиции. Обе группировки выполнили поставленные задачи.
К утру 27 июня 9‑й танковый корпус вышел в район Бобруйска и, ведя ожесточённые бои севернее города, занял восточный берег Березины возле д. Титовка, перехватил шоссе и переправу через реку у д. Щатково. К этому времени с южного участка фронта танкисты 1‑го гвардейского танкового корпуса также прорвались к Бобруйску и заняли позиции северо-западнее его.
27 июня 1944 года в 19.15 над районом сосредоточения войск противника появились первые группы советских штурмовиков и бомбардировщиков. В массированном налёте участвовало 526 самолётов. Как вспоминал координатор операции «Багратион» маршал Г. Жуков, лично наблюдавший за происходившим под Бобруйском: «…горели многие десятки машин, танков, горюче-смазочные материалы. Всё поле было озарено зловещим огнём. Ориентируясь по нему, подходили всё новые и новые эшелоны наших бомбардировщиков… Весь этот жуткий хор дополнялся артиллерийским огнём 48‑й армии. Немецкие солдаты, как обезумевшие, бросались во все стороны, и те, кто не желал сдаваться в плен, тут же гибли».
За два дня боёв Бобруйский «котёл» был ликвидирован. 29 июня советские войска добили противника и в Бобруйске, где действовали более 10 тыс. немецких солдат и офицеров, 8 тыс. из которых сдались в плен.
Память воинов-освободи-телей Бобруйщины жители увековечили в 1967 году. Именно тогда у д. Сычково был насыпан Курган Славы. В основание его заложены капсулы с землёй из 70 братских могил, расположенных на территории Бобруйского района.
Торжественное открытие памятника состоялось 1 ноября 1967 года. Позднее рядом с курганом на 18‑метровом постаменте была установлена символичная композиция высотой четыре метра – два советских воина, а невдалеке – шесть стел в честь Героев Советского Союза, погибших на бобруйской земле: Ивана Яковлевича Орла, Николая Алексеевича Колодко, Александра Ивановича Черныша, Михаила Григорьевича Селезнёва, Ивана Фёдоровича Масловского, Николая Андреевича Изюмова. В начале 2000‑х рядом с Курганом Славы появились Ворота Славы и 13 памятных досок: шесть – в честь погибших за освобождение района Героев Советского Союза и семь – в честь Героев Советского Союза – уроженцев района и тех, кто погиб во время Бобруйской операции.
Алесь КРАСАВИН