Меню
16+

Общественно-политическая районная газета «Земля ветлужская»

04.10.2018 10:36 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 72 от 29.09.2018 г.

У блокадников свой Ленинград

Автор: Н.С. Левашова, учитель истории ВШ № 2

Общая фотография у мемориала. Фото предоставлено автором

Председатель ОО «Жители блокадного Ленинграда» Нижнего Новгорода Н.Ю. Курепина в мае этого года на встрече с врио губернатора Нижегородской области Г.С. Никитиным обратилась с просьбой организовать поездку ветлужских школьников из творческого объединения «Поиск» в г. Санкт-Петербург.

В августе вышло распоряжение правительства Нижегородской области за подписью Г.С. Никитина министерству финансов Нижегородской области о выделении средств на поездку в связи с мероприятиями, посвящёнными Дню памяти жертв блокады Ленинграда. О таком подарке мы даже не могли мечтать! В поездку отправились 18 человек – восемь блокадников и 10 ветлужан.

Санкт-Петербург 4 сентября нас встретил неожиданно хорошей погодой, у вагона нас ожидал экскурсовод – Галина Александровна, которая за три дня общения просто влюбила нас в свой город на Неве. После завтрака в кафе мы отправились на обзорную экскурсию по городу – набережная Невы, Васильевская стрелка, Дворцовая, Сенатская, Исаакиевская площади, Исаакиевский собор. Нет слов, чтобы выразить восхищение, которое вызвало у нас первое знакомство с достопримечательностями города. После обеда в ресторане нас привезли в гостиницу на Английской набережной. оказалось, что все главные достопримечательности города находятся от нас в шаговой доступности. И мы снова отправились на прогулку – Дворцовая площадь и Зимний дворец, Адмиралтейство, Благовещенский мост и египетские сфинксы. Ночью пошли смотреть на разведение мостов. Дворцовый мост с красивой синей подсветкой собрал немало зрителей, на обратном пути мы увидели разведение Благовещенского моста. «Ночной город вызвал ещё больше эмоций и впечатлений, чем днём!» «Это – красивая сказка, чувствую себя, словно во сне!» – наперебой делились впечатлениями мои путешественники.

Следующий день был посвящён истории города в годы Великой Отечественной войны. Мы отправились к дому, в котором во время блокады жила и писала свой дневник Таня Савичева. Дети возложили цветы к мемориальной доске на доме Тани, почтили память жителей блокадного Ленинграда минутой молчания.

– Именно здесь хочу поблагодарить ветлужских школьников за их работу, посвящённую детям из блокадного Ленинграда. Ваша работа, – обратилась к нам Наталья Юрьевна, – имеет огромное значение для увековечения памяти жертв блокадного Ленинграда. Уверена, со временем значимость вашего исследования возрастёт ещё больше. не останавливайтесь на достигнутом.

Потом мы отправились в музей-диораму «Прорыв блокады Ленинграда», который расположен в левобережном пандусе Ладожского моста через Неву. Этот мост-памятник соединил невские берега в том месте, где в ходе операции «Искра» в январе 1943 года действовала уникальная дерево-ледовая танковая переправа. Следующая остановка – мемориал «Невский пятачок» и монумент «Рубежный камень». Здесь стало понятно выражение Натальи Юрьевны, что сегодня мы едем не на экскурсию, а «на фронт». Нам было страшно идти по дорожке, осознавая, что у нас под ногами останки тысяч солдат, защищавших подступ к городу. По приблизительным подсчётам, на этом клочке земли 50 тысяч погибших (без учёта потерь при переправе и на правом берегу), и лишь у тысячи солдат удалось восстановить имена. На этом месте до сих пор продолжаются раскопки и растёт количество братских могил. Вместе с блокадниками мы дошли до берега, где стоит поминальный крест, и почтили минутой молчания память погибших воинов. По словам экскурсовода, сюда всегда приходит наш президент В.В. Путин во время визитов в Санкт-Петербург, так как его отец Путин В.С. сражался на «Невском пятачке».

На обратном пути блокадники читали стихи о Ленинграде, а экскурсовод рассказала об удивительном человеке, который много сделал для своего города – Михаиле Боброве.

Мы много нового узнали о том, как маскировали город во время блокады, как жили люди. И увидели тему блокады немного с другой стороны: люди не просто старались выжить, они трудились, берегли свой город, совершили настоящий подвиг.

Мы ещё много нового узнали о том, как маскировали город во время блокады, как жили люди. И увидели тему блокады немного с другой стороны: люди не просто старались выжить, они трудились, берегли свой город, совершили настоящий подвиг.

Вечером состоялась важная встреча – к нам в гостиницу приехали основатели общественного движения «Бессмертный Ленинград» И.А. Зимнева и В.А. Иванов. Они рассказали о своей работе, направленной на сохранение памяти о подвиге ленинградцев в годы Великой Отечественной войны и жертвах блокады Ленинграда. С большим интересом отнеслись к нашей исследовательской работе, посвящённой истории детских домов, эвакуированных из блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Попросили материалы для размещения в музее, который они планируют открыть к 75-летию снятия блокады Ленинграда. По удивительному стечению обстоятельств, именно в этот день мне позвонила учительница из гимназии, в здании которой в годы войны располагался Сестрорецкий детский дом, также эвакуированный в Ветлужский район (детей разместили в р.п. им. М.И. Калинина). Это знакомство позволит нам дописать ещё страницу в историю «Ленинградские дети на ветлужской земле».

Вернувшись в город, мы отправились в Эрмитаж. Даже не буду пытаться описать словами это великолепие – сделали несколько фотографий и решили просто смотреть и восхищаться. Потом пошли в Летний сад. Здесь хочу отметить интересное обстоятельство: когда мы вернулись с ребятами из Санкт-Петербурга, то многие спрашивали, как перенесли поездку блокадники (самому старшему, О.Л. Кобранову, 89 лет). Я приводила пример с В.М. Абрамовым. Он захотел пойти с нами в Эрмитаж, потом в Летний сад (передвигается он при помощи трости). Мы боялись, что обратно ему идти будет трудно, и решили доехать на автобусе, а в результате, добираясь до остановки, сделали огромный «крюк» по городу. мы ещё раз увидели Собор Воскресения Христова на Крови, Марсово поле, Казанский собор. Бодрее всех держался именно Владимир Михайлович.

Во время этой неожиданной прогулки по городу от Владимира Михайловича ни на шаг не отходили две мои самые маленькие путешественницы – Маша Смирнова и Алёна Левашова. Это удивительный человек, который никогда не расстаётся с фотоаппаратом, пишет стихи, умеет просто притягивать к себе людей.

– Владимир Михайлович рассказал нам свою историю: он потерял родителей, мама умерла от голода, отдав сыну свой кусок хлеба. Он остался с дедом, которому было 80 лет. Дед научил его ловить крыс, которых в городе было много. Конечно, не все могли их есть и умирали от голода, а Владимира Михайловича они спасли. Крысы приносили пользу ещё и тем, что поедали трупы, которые лежали на улицах города. Конечно, нашествие крыс выглядело ужасно – когда они бежали на водопой, бежали организованно, это было похоже на огромное чёрное море, городской транспорт увязал в этой «крысиной каше», – пересказывали девчонки услышанную историю.

В гостиницу мы вернулись уже в сумерках, усталые, но довольные тем, как прошёл ещё один день в городе на Неве. Ночью вновь отправились смотреть на город и разведение мостов. Хотелось каждую минуту использовать для получения новых впечатлений!

последнее утро в Питере. За завтраком в гостинице сели за столики лицом к окнам, чтобы видеть набережную и Неву – никого уже не интересовали потолки и стены с лепниной, на которые любовался в своё время Отто фон Бисмарк, живший в этом здании во время приездов в Санкт-Петербург.

Третий день нашей поездки начался с посещения Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Главная вертикаль мемориала – 48-метровый гранитный обелиск – символизирует торжество Победы народа в Великой Отечественной войне. Обелиск – связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». От внешнего мира зал отделён нависающим, выполненным из бетона, разомкнутым кольцом диаметром 40 м и протяжённостью 124 м, символизирующим прорыв блокады. В центре зала расположена скульптурная композиция «Блокада».

– Этот монумент произвёл на нас огромное впечатление, особенно скульптурная группа «Блокада», – сказал после Егор Смирнов. – Фигуры людей выполнены в человеческий рост, что делает их ещё более реалистичными, скорбная музыка, кольцо из мрамора, символизирующее блокадное кольцо, а самое главное – мы стоим рядом с людьми, которые жили в блокадном Ленинграде, и для них всё это не просто исторический памятник – это часть их истории, их детства.

В подземном зале с 1978 года располагается документально-художественная экспозиция, посвящённая обороне и блокаде Ленинграда, которая является филиалом Музея истории города. Кроме нас в зале была группа детей, мы вместе ходили по залу, слушали своих экскурсоводов, смотрели документальный фильм о Ленинграде в годы войны. Обратила внимание, что дети не переговаривались между собой, не улыбались – ходили в каком-то оцепенении.

Наша поездка в Санкт-Петербург с блокадниками имела основной целью знакомство с историей города, где центральное место занимала тема блокады Ленинграда. Но мне не хотелось, чтобы первое знакомство с этим прекрасным городом закончилось для ребят на такой грустной ноте. Очевидно, организаторы думали также – и завершающей экскурсией для нас стала экскурсия в Петергоф – художественно-архитектурный, дворцово-парковый музей-заповедник, который является объектом охраны мирового наследия ЮНЕСКО. Золотые статуи, фонтаны, прекрасные сады, и всё это искрится под лучами яркого солнца! Дворец «Монплезир» на берегу Финского залива, рядом самый старый фонтан-шутиха «Диванчики».

– Фонтаны-шутихи – забавные. Они обливают гостей водой, когда те этого не ожидают. Мне понравился фонтан «Дубок»: пробегая рядом с ним, попадаешь под струи фонтана, но, если сделать это быстро или наступать на «волшебные камушки», можно остаться сухим (как это получилось у нашего экскурсовода), – поделилась Лера Кузнецова.

Впечатления от Петергофа у всех остались настолько яркие, что никто не смог их озвучить иначе как: «Как красиво!», «Почему я не царица?», «Я хочу здесь остаться!» Потом был обед в ресторане гостиницы «Петергоф», где мы в последний раз (в эту поездку) смогли почувствовать себя настоящими гостями этого прекрасного города. Дальше – вокзал и дорога домой. В поезде мы ехали вместе с блокадниками, и О.М. Карпилина – зампредседателя ОО «Жители блокадного Ленинграда» (Н.Ю. Курепиной) – рассказала нам о своём блокадном детстве.

Надеюсь, это путешествие не пройдёт бесследно: дети запомнят этот прекрасный город, его историю и спустя годы будут с благодарностью вспоминать об удивительных людях, которые были рядом с ними во время этой поездки – блокадниках, показавших им свой Ленинград.

Это интересно

Боброву М.М. исполнилось 18 лет, когда началась Великая Отечественная война. он был разведчиком. Разведчикам удалось захватить в плен несколько немецких «языков». У пленных нашли фотографии панорамы Ленинграда. На них в качестве ориентиров для наводчиков орудий были отмечены все бликующие шпили и купола, а сам город разделён на квадраты. Подлежащие обстрелу объекты – госпитали, заводы – были помечены номерами, и указывалось расстояние от точек ориентиров, городских доминант. Требовалось как можно скорее их замаскировать. Но как это сделать? Поступали разные предложения. Например, разобрать все золотые купола и шпили. К счастью, этот вариант отвергли, остановившись на идее молодого архитектора, который предложил привлечь к маскировке альпинистов. в сентябре 1941 года была создана группа из четырёх альпинистов, среди которых оказался и Бобров Михаил. Шпиль Петропавловского и Исаакиевского соборов решили покрыть шаровой масляной краской, которой красят военные корабли. Она хорошо сливалась с серым ленинградским небом. В дальнейшем эту краску можно было удалить химикатами без вреда позолоте. Остальные шпили и купола предложили закрывать чехлами, так как они были покрыты тончайшими листами сусального золота, посаженными на клей. Исаакиевский собор закрыли за 10 дней, а вот со шпилем Адмиралтейства высотой 72 м пришлось повозиться. Проникнуть внутрь нельзя, каркас устроен таким образом, что даже руку не высунуть. Как же повесить блоки, чтобы надеть гигантский маскировочный чехол? В Александровском саду приметили небольшой шарик-прыгунок, с помощью которого обычно осматривали аэростаты воздушного заграждения. С его помощью удалось закрепить верёвки для альпинистов и «одеть» шпиль. Дальше было ещё сложнее – к ноябрю 1941 года продовольственные пайки сократились – 125 г блокадного хлеба получали альпинисты, как и все служащие. Между тем они приступили к маскировке шпиля Петропавловского собора. При сильном ветре амплитуда раскачивания шпиля доходила до 1,8 м, а столбик термометра опустился ниже – 30 0C. И ко всему этому – непрекращающиеся бомбардировки.

Однажды сразу три бомбы взорвались рядом с собором. Взрывной волной Михаила качнуло маятником метров на шесть и ударило о шпиль. Напарник привёл в чувство – и снова за дело. Несмотря на тяжелейшие условия работы, маскировщики справились с поставленной задачей – спасли город, лишив фашистов ориентиров для обстрела. Всего четыре человека было в группе – двое погибли во время блокады. После этого Бобров М. был отправлен на Кавказ, куда по приказу Сталина И.В. отправляли альпинистов. После Победы Бобров окончил Военный институт физкультуры, преподавал в вузах города. Подготовил 54 мастера спорта, в том числе и А. Тарасова, первого в нашей стране олимпийского чемпиона по пятиборью. В 1999 году в составе международной экспедиции на лыжах достиг Северного полюса и был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как старейший в мире покоритель Северного полюса. Тогда же возникла идея – в честь 300-летия города, установить флаги Санкт-Петербурга на всех высочайших вершинах континентов. Бобров М. поднялся на Эльбрус, Килиманджаро и пик Костюшко. И всё это лишь малая часть его жизни. Бобров М.М. скончался в августе этого года. Ему было 95 лет.

Это было

Ольга Михайловна Карпилина провела в блокадном Ленинграде 283 дня. когда началась блокада, ей было три года. Она пережила самое страшное, что может произойти с ребёнком – видела, как умирают её родители. Отец работал на заводе, потом обессилел от голода, слёг и умер. Мама осталась с двумя дочками на руках. Мама просила старшую сестру продать часы и купить что-нибудь из еды, но все ценности и деньги ничего тогда уже не стоили – самым ценным был хлеб. Видя смерть своего мужа от голода, она боялась потерять дочерей и отдавала им свой хлеб (125 г). Об этом девочки узнали потом, когда она умерла. Старшая сестра вместе с соседкой увозила родителей на кладбище. В июне 1942 года девочек эвакуировали из блокадного Ленинграда – маленькую Олю отправили в Нижний Новгород к тётке, сестре отца, у которой своих детей не было. Девочке тогда было почти пять лет, но из-за страшной худобы она выглядела намного младше. Для тётки она была обузой, и та этого не скрывала – кормила один раз в день, наливала маленькую миску супа. Постоянное чувство голода, как и в блокадном Ленинграде, никогда не покидало ребёнка. Запомнился случай, когда тётке из деревни прислали мешок яблок. От одного запаха кружилась голова, но тётка сразу объяснила: «Это не для тебя». Когда стали перебирать яблоки, одно оказалось с подгнившим бочком.

– можно мне вот это яблочко? Оно всё-равно попортилось?

Тётка оглядела яблоко:

– Это – бери, ешь.

каким оно было вкусным! Соседи жалели маленькую Олю, которая никак не поправлялась и оставалась скелетом, обтянутым кожей, давали кто что мог: кусочек хлеба, картошину. Одна соседка держала козу и летом каждый день наливала девочке стакан молока.

– Думаю, что меня тогда этот стакан молока и спас, – Ольга Михайловна не удержалась и заплакала, – наверное, по просьбе соседей меня и отправили в детский дом, у тётки я могла и не выжить. Из детского дома бегала в гости к сестре – её выписали из больницы с осложнением после туберкулёза – не могла ходить, но то, что она смогла тогда выжить, было настоящим чудом.

Оля прибегала к ней каждый вечер и по просьбе сестры массировала ей ноги (по рекомендации врача). Неизвестно, что помогло больше – лекарства или любовь единственного родного человечка, впоследствии сестра смогла встать на ноги. Сейчас О.М. Карпилина вместе с Н.Ю. Курепиной руководят деятельностью ОО «ЖБЛ» Нижнего Новгорода и большое внимание уделяет патриотическому воспитанию детей и молодёжи.