Меню
16+

Общественно-политическая районная газета «Земля ветлужская»

06.05.2019 13:24 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Антикоррупционный мониторинг. Часть IV

Автор: Департамент государственной гражданской и муниципальной службы управления делами Правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области

Сводный отчет о результатах проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области в 2018 году

Развитие антикоррупционного обучения и просвещения на государственной гражданской и муниципальной службе Нижегородской области

Формирование у государственных гражданских и муниципальных служащих Нижегородской области отрицательного отношения к коррупции реализуется посредством их обучения и просвещения по различным вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений.

В целях развития и совершенствования компетенций по профилактике коррупционных и иных правонарушений в отчетном периоде на курсах повышения квалификации по теме «Механизмы противодействия коррупции и профилактика коррупционных правонарушений на государственной гражданской службе», проведенных дистанционно на базе Приволжского института повышения квалификации Федеральной налоговой службы (г.Н.Новгород), а также в Нижегородском институте управления — филиале ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», обучено 152 государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Нижегородской области, из них 31 служащий, в должностные обязанности которых входит участие в работе по противодействию коррупции.

На курсах повышения квалификации по теме «Практика управленческой деятельности руководителя, роль руководителя в профилактике коррупционных правонарушений в системе государственного управления», проведенных Нижегородским институтом управления – филиалом ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» обучено 22 государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Нижегородской области, из них 1 служащий, в должностные обязанности которого входит участие в работе по противодействию коррупции.

В I и II полугодии 2018 г. было организовано обучение по программе курсов повышения квалификации «Правовые и организационные основы государственной службы» для вновь принятых на государственную гражданскую службу, в рамках которого изучались вопросы основ противодействия коррупции на государственной гражданской службе, формирования антикоррупционного поведения государственных гражданских служащих и др. В обучении приняли участие 46 гражданских служащих.

Кроме того, в сентябре 2018 г. консультант Департамента госслужбы прошел обучение в РАНХиГС (г.Москва) на курсах повышения квалификации по программе «Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в субъектах Российской Федерации», согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации.

За отчетный период 619 муниципальных служащих Нижегородской области повысили квалификацию по различным программам, содержащим вопросы профилактики коррупционных и иных правонарушений, из них 320 служащих, в функциональные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Департаментом госслужбы оперативно оказываются очные и заочные (по телефону) консультации органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Нижегородской области по вопросам профилактики коррупционных правонарушений.

На официальном сайте Правительства Нижегородской области в разделе «Противодействие коррупции» размещены соответствующие методические материалы для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений Нижегородской области.

В 2018 году Департаментом госслужбы актуализированы размещенные на официальном сайте Правительства Нижегородской области рекомендации по вопросам недопущения должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.

В целях антикоррупционного просвещения, формирования нетерпимости к проявлениям коррупции в Законодательном Собрании области, развития правовой грамотности и правосознания населения региона в 2018 году проведена следующая работа:

1) организован семинар для депутатов Законодательного Собрания области по профилактике нарушений антикоррупционного законодательства с участием прокуратуры области. Подготовлен справочно-аналитический материал для депутатов об ограничениях и запретах в сфере противодействия коррупции. В марте-апреле 2018 года были проведены семинары и индивидуальные консультации по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для депутатов и работников аппарата Законодательного Собрания области;

2) обновлен и поддерживается в актуальном состоянии раздел «Противодействие коррупции» на сайте Законодательного Собрания области в сети «Интернет», а также два стенда, посвященные этим вопросам, в помещении Законодательного Собрания области.

Организация работы по противодействию коррупции в государственных учреждениях

На официальном сайте Правительства Нижегородской области в разделе «Противодействие коррупции» размещены методические материалы для государственных и муниципальных учреждений Нижегородской области. Данные материалы постоянно актуализируются и дополняются.

Органы исполнительной власти Нижегородской области на постоянной основе оказывают содействие подведомственным учреждениям в рамках организации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Так, вопросы предупреждения коррупции в государственных учреждениях ветеринарии рассмотрены в ходе 2 областных и 7 зональных совещаний с руководителями учреждений, организованных комитетом государственного ветеринарного надзора Нижегородской области

Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области проведена проверка наличия в подведомственном учреждении ГКУ Нижегородской области «Управление по обеспечению деятельности государственной жилищной инспекции Нижегородской области» нормативных актов в сфере противодействия коррупции.

Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области ежеквартально осуществляется контроль за выполнением мероприятий по противодействию коррупции путем анализа информации, представляемой государственными образовательными организациями по утвержденной форме.

В 2018 году министерством социальной политики Нижегородской области проведены мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в 18 подведомственных учреждениях. По итогам данных мероприятий применены дисциплинарные взыскания в отношении 3 руководителей учреждений. Руководителями учреждений совместно с министерством проводится работа по устранению выявленных недостатков.

В целях снижения коррупционной составляющей при взаимодействии населения с государственными учреждениями используются и информационные ресурсы.

Для этого в управлении государственной службы занятости населения Нижегородской области в рамках работы по взаимодействию с гражданами для уменьшения личных контактов функционирует система межведомственного электронного взаимодействия по передаче данных в органы социальной защиты и Пенсионного фонда через систему межведомственного электронного взаимодействия.

С 2017 года функционирует Интерактивный портал государственной службы занятости населения (далее — ИАП). Через ИАП гражданам и организациям в электронном виде оказываются услуги в области содействия занятости населения, в том числе размещение вакансий и подбор персонала.

Положительный опыт такой работы применяется и в деятельности учреждений, подведомственных органам местного самоуправления Нижегородской области.

Стимулирование антикоррупционной активности общественности, мониторинг средств массовой информации

Взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления Нижегородской области с институтами гражданского общества строится на принципах:

- обеспечения указанными органами соблюдения прав и законных интересов институтов гражданского общества;

- равенства прав институтов гражданского общества на государственную поддержку в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- добровольности участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля;

- гласности и прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Нижегородской области в рамках законодательства Российской Федерации, в том числе в части использования и расходования бюджетных средств.

Для решения вопросов совершенствования существующих и выработки новых форм социального партнерства органов исполнительной власти Нижегородской области с некоммерческими организациями, создания открытого информационного пространства для их взаимодействия создан совет при Губернаторе Нижегородской области по вопросам некоммерческих организаций (далее – Совет). Одной из задач Совета является содействие дальнейшему укреплению гражданского общества и созданию новых общественных институтов.

В целях повышения эффективности взаимодействия с институтами гражданского общества, в том числе по вопросам антикоррупционной деятельности, при органах исполнительной власти Нижегородской области сформированы Общественные советы.

На территории Нижегородской области деятельность общественных советов регулируется Законом Нижегородской области от 22 сентября 2015 г. № 127-З «Об общественном контроле в Нижегородской области» и распоряжением Губернатора Нижегородской области от 12 февраля 2015 г. № 215-р «О создании общественных советов при органах исполнительной власти Нижегородской области».

Одной из основных задач Общественного совета является рассмотрение вопросов, относящихся к сфере деятельности органа исполнительной власти, вопросов в сфере противодействия коррупции, а также организации учета обращений граждан и юридических лиц о фактах коррупции и иных неправомерных действиях государственных гражданских служащих.

Кроме того, взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области с институтами гражданского общества по вопросам антикоррупционной деятельности осуществляется путем:

- размещения информации о принимаемых мерах по противодействию коррупции на официальных сайтах;

- размещения информации по вопросам антикоррупционной деятельности на информационных стендах в структурных подразделениях;

- проведения «горячих линий» по вопросам своей деятельности, а также соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению государственных гражданских служащих;

- проведения социологических опросов по антикоррупционной тематике среди граждан, обращающихся в структурные подразделения.

В отчетном периоде в Нижегородской области зарегистрировано

4 общественных объединения, имеющих в качестве уставных целей противодействие коррупции:

- Нижегородское региональное общественное движение «Комитет по борьбе с коррупцией и преступностью»;

- Некоммерческое партнерство «Агентство по противодействию коррупции, организованной преступности и терроризму»;

- Автономная некоммерческая организация «Нижегородский центр общественных процедур «Бизнес против коррупции»;

- Нижегородское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти».

Кроме того, в реализации комплекса мер принимают участие представители общественных организаций, научного сообщества.

Представители общественных институтов, научного сообщества привлекаются к работе круглых столов, семинаров, научно-практических конференций по антикоррупционной тематике, принимают участие в работе комиссий по координации работы по противодействию коррупции, включены в составы общественных советов, участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции.

В рамках обеспечения контроля гражданского общества в составы аттестационных, конкурсных комиссий, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов государственных органов и органов местного самоуправления Нижегородской области включены представители образовательных организаций высшего образования и общественных советов.

С целью более эффективного вовлечения общественных объединений и организаций в деятельность по противодействию коррупции, открытого обсуждения вопросов профилактики коррупции организовано взаимодействие комиссий, созданных в муниципальных образованиях области, с общественно-консультативными советами при главах администраций городских округов и муниципальных районов Нижегородской области. Представители общественных организаций и объединений проводят работу по выявлению наиболее коррумпированных сфер в деятельности муниципальных органов, принимают участие в проведении антикоррупционных мониторингов и социологических опросов населения.

В Ардатовском муниципальном районе проведена встреча с участием общественных объединений по обсуждению проекта Плана мероприятий по противодействию коррупции в Ардатовском муниципальном районе Нижегородской области на 2018-2020 годы. Проведен «круглый стол» с участием общественных объединений по обсуждению проекта постановления администрации Ардатовского муниципального района по порядку уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений.

На территории Большеболдинского муниципального района проведено два «круглых стола» и две встречи по вопросам антикоррупционного законодательства. В мероприятии приняли участие представители районных некоммерческих организаций, муниципальные служащие.

На базе МАУ «Борский бизнес-инкубатор» состоялись семинарские занятия с привлечением представителей бизнес-сообщества по вопросам противодействия коррупции в коммерческих организациях с участием представителей Борской городской прокуратуры и ОМВД России по г.о.г. Бор.

Глава администрации Бутурлинского муниципального района провел две встречи с представителями районных организаций Нижегородской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов и Нижегородской областной организации имени Александра Невского Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». В ходе встреч рассматривался вопрос об итогах проведения на территории Бутурлинского муниципального района антикоррупционного мониторинга.

В Дивеевском муниципальном районе состоялся «круглый стол» «Профилактика противодействия коррупции».

В Володарском муниципальном районе прошли «круглые столы»: «Коррупция — беда современного общества», «Правовое государство»; беседы «Что такое коррупция», «Государственная политика в области противодействия коррупции».

В Ветлужском муниципальном районе состоялась встреча с представителями Ветлужской районной организации Нижегородской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов и членами Молодежной палаты Земского собрания Ветлужского муниципального района по вопросам противодействия коррупции. Представители Молодежной палаты Земского собрания привлечены к проведению районного конкурса «Творчество против коррупции».

В Воротынском муниципальном районе прошел обучающий семинар «Противодействие коррупционным проявлениям в сфере муниципального управления», а также совещание с руководителями муниципальных организаций (сфера образования) «Изменения в законодательстве по противодействию коррупции и приведение нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации».

В Ковернинском муниципальном районе преподавателями Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проведен обучающий семинар на тему «Противодействие коррупции». В работе семинара приняли участие руководители муниципальных учреждений систем образования, культуры, социального обслуживания населения, здравоохранения, предприниматели, руководители общественных организаций, представители администрации Ковернинского муниципального района.

В Лукояновском муниципальном районе проведены «круглые столы»: «Профилактика и противодействие коррупции. Ответственность муниципальных служащих за совершение противоправных деяний коррупционной направленности», «О взаимодействии общественных молодежных объединений с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти по вопросу профилактики коррупционных правонарушений» с участием представителей Молодежной палаты при Земском собрании Лукояновского муниципального района и местного отделения Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России».

В Лысковском муниципальном районе состоялся «круглый стол» «Комфортные условия для ведения бизнеса», на котором обсуждались вопросы противодействия коррупции. Мероприятие проведено совместно с Общественной палатой Лысковского муниципального района Нижегородской области.

В Пильнинском муниципальном районе на заседании общественно-консультативного совета при главе администрации рассмотрен вопрос по профилактике коррупционных правонарушений.

В г.о. Сокольский проведен семинар «Обзор действующего законодательства по вопросам противодействия коррупции» с участием представителей некоммерческой организации «Сокольская районная организация Нижегородской областной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана».

В Сергачском муниципальном районе проведена встреча с председателями первичных профсоюзных организаций и председателем координационного совета профсоюза Сергачского муниципального района по профилактике коррупционных правонарушений в организациях района.

Одной из форм взаимодействия администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области с институтами гражданского общества по вопросам антикоррупционной деятельности является включение представителей некоммерческих организаций, общественности и граждан в состав комиссий по координации работы по противодействию коррупции, общественных советов при администрациях муниципальных образований.

Практикуется привлечение некоммерческих организаций и общественных объединений к обсуждению проектов решений администраций по наиболее значимым вопросам, выработке механизмов учета результатов проведенных обсуждений.

В отчетном периоде проведена работа по обновлению и наполнению раздела «Противодействие коррупции» на официальном сайте Правительства Нижегородской области, а также осуществлен мониторинг разделов по противодействию коррупции на официальных страницах и сайтах органов исполнительной власти Нижегородской области на соответствие требованиям, установленным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Во всех органах исполнительной власти организована работа телефона «горячей линии» и «телефона доверия» для обращения граждан о злоупотреблениях должностных лиц и для приема сообщений граждан о ставших им известными фактах коррупции. На официальных сайтах органов исполнительной власти размещены сервисы «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции», позволяющие заполнить обращение установленной формы о коррупционном правонарушении.

На информационных стендах общедоступного просмотра размещена актуальная информация по вопросам профилактики и противодействия коррупции в органах исполнительной власти.

Кроме того, в отчётном периоде в целях повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения на официальном сайте Правительства Нижегородской области в разделе «Противодействие коррупции» организован подраздел «Антикоррупционное просвещение населения». В данном подразделе размещены памятки «Сообщите нам о фактах коррупции», «Противодействие коррупции: действия гражданина в случае вымогательства взятки», «Граждане против коррупции».

В 2018 году ГУ МВД России по Нижегородской области организовано размещение в СМИ материалов о действиях сотрудников ОВД Нижегородской области по противодействию коррупции в органах государственной власти Нижегородской области и в ОВД.

Сотрудниками ОИОС ГУ МВД России по Нижегородской области во взаимодействии с заинтересованными подразделениями ГУ МВД России по Нижегородской области организовано и принято участие в 8 круглых столах по вопросам противодействия коррупции, 1 брифинге (на тему «Борьба с коррупцией») и 10 «прямых» телефонных линиях по вопросам противодействия коррупции на территории Нижегородской области, а также антикоррупционного просвещения.

Главным управлением Минюста России по Нижегородской области в 2018 году также продолжено взаимодействие с институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции.

Так, 21 июня 2018 г. сотрудником Главного управления принято участие в заседании «круглого стола» по теме: «Антикоррупционный мониторинг», проходившего в Нижегородской академии МВД Российской Федерации.

В рамках «круглого стола» рассмотрены результаты антикоррупционного мониторинга общественного мнения в Нижегородской области, мониторинга антикоррупционного просвещения, а также наиболее коррумпированные сферы деятельности в Нижегородской области.

В ноябре 2018 г. представителем Главного управления в рамках проведения Всероссийского Дня правовой помощи детям и Международного дня борьбы с коррупцией проведены ознакомительные лекции – беседы для учеников средних классов МАОУ «Лицей № 82», МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 183 имени Р. Алексеева», МБОУ «Школа № 18», МБОУ «Школа № 29», а также в частном заведении «Средняя общеобразовательная школа школа им. С. В. Михалкова».

В ходе лекции учащиеся познакомились с историей возникновения Всероссийского Дня правовой помощи детям и Международного дня борьбы с коррупцией, изучили положения Конвенции о правах ребенка, освоили основные понятия коррупции, ее формы, а также сведения об органах государственной власти, в которые необходимо обращаться для обжалования незаконных действий в рамках противодействия коррупции.

В декабре 2018 года, в рамках Международного дня борьбы с коррупцией, Главным управлением проведена видеоконференция с помощниками начальников территориальных органов, расположенных в пределах Приволжского федерального округа, по теме: «Противодействие коррупции в территориальном округе».

Кроме того, в отчетном периоде сотрудником Главного управления проведен мастер-класс студентам Приволжского филиала ФГБОУВО «РГУП» на тему «Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области».

В рамках мастер-класса обсуждены пробелы в законодательстве в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также причины низкого уровня активности проведения независимой антикоррупционной экспертизы на территории Нижегородской области независимыми экспертами, аккредитованными на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

В рамках проведения прямых телефонных линий по вопросам деятельности Главного управления организовано, в том числе проведение прямых телефонных линий с независимыми экспертами по вопросам их деятельности.

При этом необходимо констатировать низкий уровень активности независимых экспертов. Несмотря на созданные условия для активной деятельности независимых экспертов, заключения по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы подготавливаются и направляются в территориальные органы Минюста России в единичных случаях, многие эксперты не принимают участие в проводимых территориальными управлениями мероприятиях.

Вместе с тем, 13 сентября 2018 г. государственно-правовым департаментом Нижегородской области было организовано проведение заседания «круглого стола» с независимыми экспертами, получившими аккредитацию Министерства юстиции Российской Федерации на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

На заседании «круглого стола», помимо непосредственных участников — независимых экспертов, присутствовали представители прокуратуры Нижегородской области, Главного управления Минюста России по Нижегородской области, аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области.

Были рассмотрены вопросы, связанные с размещением проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы, а также с проведением ежегодного конкурса «Лучший эксперт года в области независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Нижегородской области». Также участники «круглого стола» обменяли мнениями и предложениями по ряду мер, направленных на повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти с независимыми экспертами в целях повышения активности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Нижегородской области.

В целях антикоррупционного просвещения, развития правовой грамотности и правосознания населения Нижегородской области в 2018 году Законодательным Собранием Нижегородской области:

- проведены мероприятия во взаимодействии с учебными заведениями региона по антикоррупционной тематике: деловая игра «На стороне закона», проводимой на базе ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж» и проходившей в рамках реализации социально-правового проекта «Я – гражданин России»; деловая игра-квест «Молодежь против коррупции» на базе МБОУ «Школа № 60» среди школ Ленинского района г. Нижнего Новгорода; «круглый стол» на тему «Антикоррупционный мониторинг» в Нижегородской академии МВД РФ;

- проведен четвертый областной конкурс «Творчество против коррупции». Конкурс проводится с 2015 года в рамках программы антикоррупционного просвещения граждан с целью формирования антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к коррупционному поведению, оценка эффективности элементов механизма противодействия коррупции в России с участием институтов гражданского общества, поиск новых мер противодействия коррупции; повышение эффективности антикоррупционного просвещения.

В 2018 году конкурс был объявлен в целях реализации плана мероприятий, посвященных 25-летию Конституции Российской Федерации,

20-летию ратификации Европейской хартии местного самоуправления, 15-летию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 10-летию Федерального закона «О противодействии коррупции», утвержденного распоряжением Председателя Законодательного Собрания области от 15 февраля 2018 г. № 43р, антикоррупционного просвещения, развития правовой грамотности и правосознания населения Нижегородской области, в соответствии с Положением о порядке проведения областного конкурса «Творчество против коррупции», утвержденным распоряжением Председателя Законодательного Собрания от 28 сентября 2015 г. № 133р.

Конкурс проводился среди следующих категорий участников:

1) учащиеся 9-11 классов общеобразовательных организаций и студенты профессиональных образовательных организаций Нижегородской области;

2) студенты образовательных организаций высшего образования, действующих на территории Нижегородской области;

3) государственные и муниципальные служащие Нижегородской области;

4) научно-педагогические работники образовательных учреждений Нижегородской области.

В Законодательное Собрание Нижегородской области поступило 156 конкурсных работ.

День подведения итогов конкурса был приурочен к Международному дню борьбы с коррупцией и 15-летию со дня принятия Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции.

Помимо вышеуказанного, в Нижегородской области на постоянной основе проводится работа по информационному сопровождению мероприятий антикоррупционной направленности, которая строится по следующим основным направлениям:

- обеспечение эффективного функционирования системы массового информирования населения по вопросам противодействия коррупции с использованием возможностей печатных и электронных СМИ, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», творческих организаций;

- проведение ежегодного мониторинга публикаций в средствах массовой информации.

В целях реализации данных задач ГКУ НО «Пресс-служба Правительства Нижегородской области» (далее – Пресс-служба) готовит и размещает в средствах массовой информации материалы антикоррупционной направленности, в том числе о деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области.

В региональных СМИ теме противодействия (профилактики) коррупции в Нижегородской области посвящено 2200 материалов (в 2017 году — 2347, в 2016 году — 2044), в том числе 216 публикации в региональных и районных печатных СМИ (в 2017 году — 243, в 2016 году — 388), 36 видеосюжетов на региональных телеканалах (в 2017 году — 48, в 2016 году — 82) и 1948 интернет-сообщений (в 2017 году — 2056, в 2016 году — 1569).

ГУ МВД России по Нижегородской области в отчетном периоде организовано размещение в СМИ материалов о действиях сотрудников ОВД Нижегородской области по противодействию коррупции в органах государственной власти региона и в ОВД. Всего на тему противодействия коррупции в СМИ вышло 950 (в 2017 году — 1490) , из них: в телепрограммах — 104, в радиопрограммах — 189, в печатных изданиях — 157, на сайтах в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» — 412, в социальных сетях и блогосфере — 88 (в 2017 году — в телепрограммах — 210, в радиопрограммах — 166, в печатных изданиях — 366, на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» — 606, в социальных сетях и блого-сферах — 142).

Работа с обращениями граждан о фактах коррупционных правонарушений В 2018 году на «горячую телефонную линию» поступило устное сообщение от жителя муниципального района Нижегородской области с жалобой на коррумпированность должностных лиц администрации района. Заявителю были даны устные разъяснения с рекомендациями обратиться в письменной форме в адрес врио Губернатора Нижегородской области или министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области и указать конкретные факты, свидетельствующие о нарушении антикоррупционного законодательства.

В рамках проводимой приемной граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области тематической Интернет-линии «Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в 2019 году» поступило электронное сообщение от жителя городского округа Нижегородской области по вопросу повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, содержащее сведения о предполагаемых нарушениях антикоррупционного законодательства представителями органов местного самоуправления, прокуратуры, полиции и суда городского округа. Данное сообщение в части вопросов соблюдения антикоррупционного законодательства было направлено в департамент региональной безопасности Нижегородской области для рассмотрения в установленном порядке.

За 2018 год через раздел «Сообщите нам о факте коррупции» портала государственных и муниципальных услуг Нижегородской области поступило 42 обращения.

В отчетном периоде на «горячую телефонную линию» органов исполнительной власти Нижегородской области поступило 5 сообщений граждан о коррупционных правонарушениях (в министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области) (в 2017 году — 17,

в 2016 году — 3). В органы местного самоуправления Нижегородской области поступило 59 обращений (52 — в г.Н.Новгород и 7 — в администрации районов города) (в 2017 году — 38, в 2016 году — 31).

Вышеуказанные обращения рассмотрены органами в соответствии с компетенцией.

В целях обеспечения контроля высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации за эффективностью работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений издано поручение Губернатора Нижегородской области от 28 апреля 2016 г. № Пр-001-25/16-0-0.

Департаментом госслужбы в рамках исполнения данного поручения ежеквартально направлялись письменные отчеты Губернатору Нижегородской области:

- о деятельности органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в части, касающейся обеспечения соблюдения требований к служебному поведению лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы категории «руководители» в органах исполнительной власти Нижегородской области;

- об организации работы по обеспечению деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области;

- об осуществлении контроля за исполнением решений комиссии в части соблюдения требований к служебному поведению вышеуказанных лиц в органах исполнительной власти Нижегородской области.

Губернатору Нижегородской области представлены доклады по итогам работы в I, II, III, IV кварталах 2018 г.

Итоговые положения

Реализуя государственную политику в области противодействия коррупции, в 2018 году, как и в 2017 году, в Нижегородской области были приняты все необходимые меры для совершенствования эффективности работы по профилактике коррупционных правонарушений в Нижегородской области, в том числе:

- обеспечено приведение нормативных правовых актов Нижегородской области по противодействию коррупции в соответствие с федеральным законодательством, осуществлен контроль за реализацией данных актов;

- реализованы программы (планы) противодействия коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления в соответствии с Национальным планом;

- организована работа по противодействию коррупции в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- обеспечена деятельность комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области;

- организована работа комиссий по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов;

- проведена работа по своевременному представлению лицами, замещающими государственные и муниципальные должности Нижегородской области, должности государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области, полных и достоверных сведений о доходах;

- проведен анализ соблюдения ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе касающихся получения подарков отдельными категориями лиц, выполнения иной оплачиваемой работы, обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

- продолжена работа по противодействию коррупции в государственных учреждениях;

- проведены практические занятия, семинары, совещания по правовому просвещению государственных гражданских и муниципальных служащих по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений.

Вместе с тем, как и в предыдущие периоды, существует основной проблемный вопрос, возникающий при реализации законодательства по противодействию коррупции, — несовершенство и коллизии действующего антикоррупционного законодательства, выражающиеся в следующем:

1. Унификация ограничений, запретов и обязанностей государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, предусмотренная пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», реализуется недостаточно:

- в отношении лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, не установлены ограничения по совместной службе родственников;

- в отношении лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, не установлена обязанность и процедура уведомления представителя нанимателя об обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

- в отношении лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности и должности муниципальной службы, не установлен запрет приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

- в отношении лиц, замещающих государственные должности, не установлено ограничение по дальнейшему трудоустройству.

2. Отсутствуют определения непосредственной подчиненности и подконтрольности, что осложняет выявление обстоятельств, являющихся ограничением для поступления на государственную (муниципальную) службу и прохождения государственной (муниципальной) службы.

Существующие коллизии законодательства:

1. Подпункт «б» пункта 25.1 Положения о комиссиях, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821, устанавливает, что по итогам рассмотрения представленных руководителем органа материалов проверки, свидетельствующих о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений о расходах, комиссия может признать представленные сведения недостоверными и (или) неполными и рекомендовать руководителю направить в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами.

Однако проверка достоверности и полноты сведений о расходах и контроль за расходами (проверка соответствия расходов лица его доходам) осуществляются разными органами, в соответствии с разными нормативными правовыми актами и отличаются по своей сути.

Направление материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и иные органы нецелесообразно устанавливать в качестве решения комиссии по результатам рассмотрения материалов проверки, свидетельствующих о представлении служащим недостоверных или неполных сведений о расходах.

2. Статья 10 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» устанавливает, что несоблюдение лицом, замещающим государственную должность или ряд муниципальных должностей, определенных в пункте 1 части 1 статьи 2 данного Федерального закона, а также его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия.

Однако в статье 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», определяющей основания для увольнения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, в связи с утратой доверия, данное основание не указано.

Вместе с тем, в отношении государственных служащих данное основание предусмотрено (согласно подпункту 6 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» увольнение гражданского служащего возможно в связи с утратой доверия в случае нарушения служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами).

При этом согласно перечню лиц, определенному в части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей гражданских служащих указанный запрет не распространяется.

3. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25 декабря

2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной (муниципальной) службы установлены следующие требования:

- получать согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликт интересов на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности служащего;

- сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

Также установлено, что, в случае невыполнения указанным гражданином обязанности по уведомлению работодателя, трудовой (гражданско-правовой) договор с ним должен быть прекращен.

Ответственность за нарушение гражданином обязанности получать согласие комиссии не установлена.

4. В части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и части 4 статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении руководителей государственных (муниципальных) учреждений установлена обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Однако для них не предусмотрена возможность не представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей при наличии объективных и уважительных причин, в то время как иным категориям лиц, представляющих данные сведения, такое право предоставлено.

Департаментом госслужбы информация о вышеуказанных проблемных вопросах направлена в соответствующие федеральные органы государственной власти, в том числе в Минтруд России, для систематизации, разъяснения и совершенствования норм антикоррупционного законодательства, однако до настоящего времени вышеуказанные пробелы и проблемные вопросы федерального законодательства не урегулированы.

Подводя итоги проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области в 2018 году, отмечаем, что указанная работа осуществлена в соответствии с требованиями действующего антикоррупционного законодательства, охвачены все необходимые направления в этой части, вовлечены все государственные органы Нижегородской области и органы местного самоуправления Нижегородской области, правоохранительные и иные уполномоченные органы.

Благодаря проведенным в 2018 году мероприятиям, а также результатам предыдущих лет, по многим показателям, представленным в данном сводном отчете, отслеживается тенденция на снижение числа коррупционных правонарушений в Нижегородской области, что говорит об эффективности принимаемых мер в регионе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

7