Меню
16+

Общественно-политическая районная газета «Земля ветлужская»

14.03.2019 10:19 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 26.02.2019 г.

Инженер слова

Евгений Замятин. Фото из открытых интернет-источников

135 лет со дня рождения русского писателя, публициста и киносценариста Евгения Замятина исполнилось 1 февраля 2019 года.

По профессии инженер-кораблестроитель, привыкший читать язык выверенных схем, он и в литературе звучит выверенно и сдержанно, но точным словом бьёт прямо в цель, создавая максимальную образность.

Родился Евгений Замятин в уездном городке Лебедянь Тамбовской губернии. Любовь к книгам и литературе получил от матери. В своей автобиографии он вспоминал: «Гоголя в четыре – уже читал. Детство – почти без товарищей: товарищи – книги…»

Гуманитарий по природе, назло себе Замятин решил поступить на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института. Во время учёбы увлёкся социалистическим учением. Позднее он писал: «Революция была юной… и я был влюблён в Революцию…» За свою революционную деятельность Евгений Замятин не раз подвергался гонениям со стороны власти, был арестован и некоторое время жил на нелегальном положении.

Евгений Замятин начал печататься в 1908 году: тогда вышел его первый рассказ «Один». Но первым литературным успехом стала повесть «Уездное». В ней писатель с горечью изображал мир русской провинции, «погружённый в тяжёлую плоть, сонную одурь неподвижности». Уже вторая повесть Замятина «На куличках», рисующая не вполне приятную картину внутреннего уклада российской армии, привела писателя к суду и ссылке на Север.

В 1916 году Евгений Замятин отправляется работать в Англию. Здесь появилась повесть «Островитянин». Исследователи творческого наследия Замятина полагают, что в этой повести собраны все штампы об Англии, которые «дожили» и до наших дней.

В Англии Евгений Иванович услышал о революции и спешно вернулся в Россию. Во время Гражданской войны он устроился на работу в издательство «Всемирной литературы», где организовал группу молодых писателей «Серапионовы братья», куда вошли такие писатели, как М. Зощенко, К. Федин, В. Иванов и другие. Но это объединение было не единственным. Он входил в руководство многих литературных объединений (Союз деятелей художественной литературы, Дом искусств, Дом литераторов; Всероссийский союз писателей), издательств («Всемирная литература», Издательство З.И. Гржебина и др.), редколлегии журналов («Дом искусств», «Современный запад» и «Русский современник») и был одним из неформальных лидеров литературного движения этого времени. На протяжении 1920-х годов. Замятин являлся одним из руководителей Петроградского (Ленинградского) отделения Всероссийского союза писателей.

Продолжая писать повести и рассказы, он пробует себя в драматургии. Происходит это в середине 1920-х, когда писатель оказывается вне литературной жизни. К счастью, предложение А. Дикого, режиссёра Второго Московского художественного театра, инсценировать “Левшу” Н.С. Лескова открыло для Замятина двери театра.

Но «пробой пера» в области драматургии для Е.И. Замятина стала пьеса «Огни святого Доминика», посвящённая одной из трагичных страниц европейской истории – борьбе средневековой инквизиции с еретиками.

Драматургия прочно вошла в жизнь Е.И. Замятина: по его сценариям сняли фильмы «Северная любовь», «Дом в сугробах».

В эмиграции писатель продолжал работать над рассказами и киносценариями, пропагандировал русскую литературу, кино и театр. Он написал ряд статей, очерков и воспоминаний о деятелях русской культуры и до конца жизни сохранил советское гражданство и преданную любовь к Родине.

Главным произведением парижского этапа его жизни стал роман «Божий Бич», проникнутый ощущением катастрофы в мире, раздираемом войнами и революциями. Но роман остался неоконченным. В 1937 году 53-летний писатель скончался от тяжёлой болезни.

К сведению Настоящим событием в литературе и самым знаменитым произведением Евгения Замятина стал роман-антиутопия «Мы». Написанный ещё в 1920 году роман долго пылился на полках критиков. В дальнейшем та же участь постигла и другие произведения писателя – его перестали допускать к печати. В 1929 году Замятин вышел из Союза писателей и получил разрешение выехать за рубеж, в Париж.

Кстати Творчество Замятина долгое время было за семью печатями – столь бунтарским, революционным оно представлялось тем, от кого в те годы зависела судьба народа. Власть не принимала Замятина не только при жизни, но и долгие годы после смерти, поскольку его творчество, и особенно роман «Мы», с течением времени не только не теряло, но и приобретало всё большую актуальность.

Евгения Замятина с уверенностью можно назвать «инженером» слова. Самые простые, привычные и точные слова он сочетает таким образом, что они рождают удивительную по красоте и необычайности мелодию.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2