Меню
16+

Общественно-политическая районная газета «Земля ветлужская»

15.10.2018 14:44 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 75 от 09.10.2018 г.

Желающий услышать услышит

Автор: Вопросы читателей задавала Нина Груздева

Настоятель Троицкого храма города ветлуги протоиерей Андрей Синявин. Фото: Надежда Ковригина, «Земля ветлужская»

Наш собеседник – помощник благочинного по Ветлужскому району, настоятель Троицкого храма города Ветлуги протоиерей Андрей Синявин. Ему адресованы вопросы, которые волнуют ветлужан разных возрастов.

Отец Андрей, когда вы поняли, что ваше предназначение – священство? Когда пришло решение посвятить себя служению Богу? Ведь это, наверное, значило отречься от всего мирского. Жалели когда-либо о принятом решении?

– Сознательно и определённо решение сформировалось в 14 лет. С этого возраста уже знал, кем хочу быть, а дальше оставалось эту мечту реализовать. Удалось. О том, что стал священником, не жалел никогда. Что касается отрешения от всего мирского, то это избитая формулировка. Что значит отрешение от всего мирского? Мы живём в мире. Просто в мире есть вещи, которые не совместимы с понятием добра. Вот от таких вещей нужно отрекаться. Это долг не только христианина, но и каждого порядочного человека.

Сейчас не так много людей ходит в храмы? Как вы думаете, почему?

– В каком смысле не много? Если раньше на десяток северных районов был один храм, естественно, он был переполнен. Сейчас в каждом районе по нескольку храмов, и у людей нет необходимости ехать за десятки и сотни километров. Приходов стало больше, наполняемость стала меньше. какие-то другие составляющие проблемы лежат на поверхности. Одно дело – покреститься или прийти в храм по какой-то нужде, необходимости, другое дело – почувствовать потребность стать частью церковной общины и свою жизнь как-то поверять и направлять этим. Это уже не так просто. Человеку дана воля. Господь никого не принуждает. Дело больше не в количестве людей, а в их искренности.

Медленно идёт восстановление Троицкого храма. С чем это связано? Какая нужна помощь?

– Да, восстанавливается храм медленно, но это не значит, что мы об этом не заботимся и не прилагаем усилий. Те, кто находит возможность, в том числе и предприниматели Ветлужского района, прихожане, вносят свою лепту. Постоянно идут какие-то работы, пусть и не столь масштабные, как хотелось бы. Но не всё зависит от нашего желания. Кроме финансовой помощи, требуется ещё и помощь специалистов, другие ресурсы, согласования. Всё, что можем, и всех, кого можем найти, стараемся задействовать. Заодно приглашаем всех желающих внести свою лепту в благое дело.

Мы воспитывались в атеистическое время. Сегодня нам предоставлена свобода выбора, но люди в храмы не «повалили». По-вашему, почему? Что нужно делать, чтобы изменить ситуацию?

– Надо заметить, многие воспитанные в атеистическом обществе люди пересмотрели свои убеждения. Как раз постоянных и активных прихожан из числа людей в возрасте, когда-то, возможно, занимавших другую позицию, не так и мало. Насколько знаю, и молодёжь в Ветлуге ходит в храм осознанно. Сейчас проповеди, слово о вере звучат по радио, на телевидении, в печати. Вряд ли найдётся человек, который хотел бы что-то услышать и не нашёл, где это сделать. Опять же – свобода выбора.

Наша семья невоцерковлённая, однако сын намерен поступать в семинарию. Нас его решение пугает. Что нам делать: поддержать его или попытаться отговорить? Что бы вы сказали ему, уже пройдя весь этот путь?

– Человек, обучающийся в духовной семинарии, по её окончании не обязан тотчас становиться священнослужителем, хотя цель обучения именно в этом, на это затрачиваются ресурсы, время, средства. Но у него будет несколько лет на то, чтобы подумать, проверить твёрдость своего намерения. В это время он будет теснее общаться с верующими сверстниками, активней участвовать в богослужениях, и если он не захочет по окончании семинарии принять священный сан, никто его силой заставлять не будет. Знаю молодых людей, которые предпочитают сначала получить высшее светское образование, затем, повзрослев, проверив себя, поступить в семинарию очно или заочно. Но принуждением, переубеждением вряд ли можно изменить внутренний настрой человека, поэтому, может быть, стоит спокойно отнестись к решению сына. Сейчас в семинарии пятилетнее обучение. Думаю, за это время можно принять осознанное решение, но если заранее нет желания становиться клириком Церкви, то лучший вариант – теологический факультет или курсы, которые сейчас существуют и при светских вузах.

Что вы чувствуете, когда говорите людям о вере, а вместо отклика встречаете непонимание или равнодушие?

– Человек свободен, и если ему, как он считает, на данный момент не нужно и не интересно слово о вере, кто его будет принуждать. Тем не менее преподобный Серафим Саровский говорил, что «пшеницу нужно сеять везде, где-нибудь да прорастёт», подразумевая под этим Слово Божие, проповедь о Христе. Нам неведомо, «как слово наше отзовётся». Оно, сказанное и не воспринятое сегодня, может, вспомнится через год, два и как-то человеку поможет. Труднее, конечно, в молодости (молодому священнику) реагировать на эту глухоту, непонимание или просто косность, но со временем приходит опыт, понимаешь, что люди разные. Бывает так, человек, отмахнувшись от чего-то, через год, другой становится прихожанином и начинает вести осмысленный церковный образ жизни.

Иногда сам себе боишься признаться в своих грехах, а тут надо их озвучивать священнику на исповеди. Чувство стыда не даёт исповедаться и причаститься, хотя умом понимаю, что давно пора это сделать. Как мне быть?

– Суть дела как раз в этом – легко признаться в ошибках самому себе, но сделать это в присутствии другого человека – священника, на исповеди, для этого, действительно, надо осознать свою ошибку как грех и просто захотеть прощения, преодолеть ложный стыд, кроме того, быть уверенным в том, что ты будешь услышан. Всё способствует осознанию серьёзности происходящего. Суть покаяния – желание примирения с Богом сильнее всех остальных человеческих страхов и смущения. Кроме того, по церковным канонам священник не имеет права никому открывать тайну исповеди. И по светскому законодательству тайна исповеди охраняется государством. опасаться, что священник смутится или возмутится, не нужно, потому что священник слышит много таких вещей, которые, в общем-то, у всех людей одинаковы. Каждому неприятно в этом признаваться, но священник уже это знает и по себе, и по тем, кто прошёл через исповедь за годы его служения. Если человек искренне кается, священник чувствует радость за этого человека. Священники тоже исповедаются своим собратьям. Мы знаем, что это такое и зачем это нужно. Если человек действительно решил переосмыслить свои поступки, это можно только приветствовать и радоваться тому, что он сознательно пришёл к исповеди.

Сегодня в большинстве церквей идёт продажа свечей, заказываются требы, что отвлекает прихожан от молитв. Почему бы не построить церковные лавки возле храмов, чтобы в церкви люди только молились и ставили свечи, а не слушали звон монет!

– Если бы мы жили в стране вечного лета, так оно и было бы. Не надо думать, что церковные лавки внутри храмов только у нас, такая практика во всём православном мире – особенно там, где климат недостаточно мягкий. Существуют особые моменты богослужения, когда наиболее приличествует тишина, молитва. Все вместе мы можем постараться сделать так, чтобы и самим в этот момент молиться, и другим дать почувствовать неуместность шумовых эффектов, но не принуждением или замечанием, а своим примером. К тому же доброжелательное отношение к людям, редко посещающим церковь и не совсем понимающим, на какой момент богослужения они вошли в храм, поможет мягче реагировать на неуместный шум.

Эквивалентом наших трудов, нашего достатка в современном мире являются монеты. Если раньше в храмы приносили хлеб, масло для лампад, вино для литургии, то сейчас у нас нет своих полей, виноградников, а принести что-то к литургии как жертву благодарности Богу есть потребность. Вот мы свои пожертвования и обмениваем на свечи, потому что свеча – знак благодарности, нашей внутренней жертвы, а внутренняя жертва – это любовь к Богу, наша вера и даже наше время, которое мы приносим, «затрачивая» предстоянием во время богослужения. Многие привычные явления, которые могут нам не нравиться в храме, отвлекают наше внимание, имеют древние, глубокие корни. Со временем изменились образ и стиль жизни, традиционные явления тоже изменили свою внешнюю форму, но их суть осталась та же.

Кто при вашем становлении в детстве повлиял на вас больше всего? Есть ли люди, авторитет которых для вас безоговорочный?

– Для меня нет безоговорочных авторитетов среди людей, надеюсь, и я тоже никогда не буду ни для кого безоговорочным авторитетом. Что касается доброго примера, то на меня большое влияние оказал мой дедушка, уже покойный, Торопов Леонид Васильевич, уроженец села Фёдоровского. Но это были не слова, не поучения, а образ его жизни, поведение, отношение к людям, работе, семье, порядочность, честность. Его образ у меня перед глазами постоянно, стараюсь свои поступки сверять с его примером. Если речь о каких-то подвижниках благочестия, духовной жизни, то примеров, которые учат, что значит быть христианином, быть человеком, много. Но и здесь нет безусловных авторитетов, потому что непогрешим только один Господь, а люди, даже святые, могли ошибаться. И это нормально, главное, куда направлен внутренний вектор, вектор всей нашей жизни, нашего самоощущения, мироощущения. Направлен ли он к Богу, и это для нас главное, или наоборот. Не ошибающихся и безгрешных нет, кроме Господа.

О людях одарённых говорят: «Его Бог в темечко поцеловал?» Как понимать эту фразу, и точна ли она, по-вашему?

– Это, конечно метафора, но смысл понятен: всякий подлинный талант от Бога.

Есть ли у вас какие-либо увлечения? Если да, то какие.

– С детства я был страстным читателем, любил книги. Читал массу литературы исторической, приключенческой. До сих пор этим «страдаю». Сейчас тематика другая, но тем не менее читать люблю. Люблю хорошую музыку, классическую музыку, классическую оперу, поэзию. С удовольствием смотрю хорошие фильмы, потому что любая глубокая мысль, как бы она ни была оформлена: в виде повести, кинофильма или стихов, это всегда в какой-то мере работа человеческого духа, и может быть полезным опытом. Читайте книги.

Священники уходят в отпуск?

– Уходят. Отпуск у нас три недели в году. В эти дни люблю просто побыть в покое, погулять, если никуда не уезжаю, читаю.

Главные качества священника? Есть ли они у вас?

– Один из близких нам по времени святых – святой праведный Алексий Московский (он скончался в 20-х годах прошлого века) говорил так: «Священник – это литургия и любовь ко всем». Литургия у меня есть. Над остальным работаем.

Как вы боретесь с самим собой?

– Это не всегда нужно. Когда действительно нужно, в борьбе с самим собой зову Бога и святых на помощь, то есть молюсь.

Как вы справляетесь с трудностями?

– С трудностями, если справляюсь, то, как и все люди, не без волнений и нервов, но поскольку я верю, надеюсь на Божию помощь, следовательно, молюсь, как я уже сказал, но есть и добрые люди, друзья, готовые поддержать.

Сейчас вы занимаете ответственный пост помощника благочинного по Ветлужскому району. Он подразумевает не только служение в храме, но и общественную работу по линии православной церкви. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне вашей деятельности.

– Как помощник благочинного выполняю распоряжения благочинного и епархиального управления Городецкой и Ветлужской епархии. Моя задача – обеспечить выполнение разных епархиальных проектов, быть посредником и координатором при сотрудничестве епархиальных структур, приходов с общественностью, местной администрацией. Являюсь проводником и исполнителем распоряжений вышестоящего начальства. Наше благочиние включает три района, в помощь благочинному в каждом районе назначен помощник по общим вопросам, который является одновременно и старшим по должности священником района, и ответственным за выполнение всех поручений епархиального управления и благочиния. Каждый район участвует в реализации совместных с Городецкой епархией проектов, например, велопробег «Наследники Победы», марафон «Александр Невский…» Кроме того, в течение года множество мероприятий проходит по линии отдела молодёжного служения и миссии Городецкой епархии, проходят встречи с учащимися, преподавателями и студентами местных учебных заведений. Сотрудничаем с библиотечной системой, музеем, Ветлужским филиалом Нижегородского медколледжа. Не первый год в районе проводятся районные детские Рождественские, Екатерининские чтения. Всё это направлено на решение проблем духовно-нравственного воспитания, просветительских задач. Многие годы сотрудничаем с отделом культуры и спорта, управлением образования администрации Ветлужского района. Вхожу в состав общественного совета Ветлужского ПНИ и ЦСОГПВИИ.

Мне кажется, мой начальник часто бывает не прав. Постоянно хочется с ним спорить, доказывать свою правоту, что я и делаю. Иногда даже поступаю против его приказа. От этого у нас конфликты. Понимаю, что начинаю его тихо ненавидеть. Не знаю, что с этим делать. Как на взаимоотношения руководителя и подчинённого смотрит церковь? Бывают ли такие проблемы у священников?

– В любом организованном коллективе существует такое понятие, как дисциплина. Это надо учитывать. Если работник в чём-то не согласен с начальством, существуют определённые, не нарушающие субординацию способы решения этой проблемы. Например, спокойный разговор один на один. Главное, надо понять, что никто не обязан соответствовать нашим личным представлениям и принимать в расчёт все наши пожелания, хотя начальник – тоже человек и, разумеется, может ошибаться.

Многие сегодня говорят о том, что церкви надо меняться вместе со временем, давать какие-то послабления, что народ нынче избалованный, ему сложно соблюдать все каноны. Что вы об этом думаете?

– Для начала скажу, когда речь заходит о канонах, не всегда присутствует понимание того, о чём, собственно, идёт речь. Церковные каноны – это не догмат, поэтому церковь всегда старается учитывать текущий момент. За тысячелетия существования Церкви принято множество самых разнообразных канонов. Принимались они, исходя из соображений текущей необходимости, текущей ситуации. Бывает так, что ситуация давно изменилась, но каноны остаются, как памятник церковной мысли и церковной жизни. Они не отменяются, но многие не применяются. В Церкви существуют два понятия – акривии и экономии. Термин «акривия» означает строгое следование всем канонам и правилам, а «экономия» – разумное, взвешенное, учитывающее текущий момент использование канонов в повседневной жизни верующего человека. Например, самый строгий пост, регламентируемый соответствующим уставом, – это Великий пост. Но кроме строгого устава Великим постом разрешается не поститься людям больным, находящимся в трудных жизненных условиях, путешествующим, женщинам, готовящимся стать мамами, т.д. и т.п. Это маленький пример. Есть евангельские слова Христа: «Не человек для субботы, а суббота для человека». То есть не церковные законы (каноны) всё-таки имеют первостепенное значение везде и всегда, первостепенное значение в Церкви имеет человек с его конкретными обстоятельствами, нуждами. И если они не учитываются, от него кто-то требует неукоснительного следования не духу, а букве канонов, рождается такое явление, которое в Евангелии обличено как фарисейство, законничество. Поэтому опытные священники не требуют ничего от незнакомых людей, а от постоянных прихожан стараются требовать то, что, на взгляд священника, те могут в жизненных обстоятельствах принять без ущерба своему здоровью и внутреннему миру.

У нас с мужем родилась дочь. Когда выбирали имя, то нам посоветовали её назвать в честь какой-либо святой, чей день памяти близок к дате рождения. Но нам нравятся современные имена. Как нам быть? И ещё вопрос: как выбрать крёстных для ребёнка?

– Существует традиция в Русской православной церкви новорождённых детей нарекать именами в честь святых по святцам (церковному календарю), где на каждый день приходится память тех или иных святых. При крещении взрослого ли, ребёнка ли так обычно и происходит. Но часто бывает такое, что домашнее имя одно, а при крещении даётся имя в честь какого-то святого. Среди моих знакомых есть, например, Арины, крещённые Иринами, Анжелы, крещённые Ангелинами. Ничего плохого в этом нет. Например, святой равноапостольный Владимир вошёл в святцы со своим родовым именем, хотя в крещении он Василий. Что касается крёстного, им должен быть человек верующий, регулярно посещающий богослужения именно для участия в них: для молитв, причащения, исповеди, понимающий, что такое вера, что значит быть православным христианином, естественно, помогающий в христианском воспитании ребёнка. У мальчиков это обычно мужчина, у девочек – женщина. По русскому обычаю крёстных может быть двое, но они не должны быть мужем и женой, женихом и невестой. Священники тоже могут быть крёстными. У меня, например, шесть крестников.

Делаю первые шаги на пути воцерковления. Посоветуйте, какую литературу мне читать.

– Начинайте с Нового Завета, параллельно можно читать Катехизис либо Закон Божий – это что-то вроде учебника для духовных школ. Там подчёркиваются основные моменты, объясняется, что такое вера, какова она, что такое Церковь, зачем в церкви то или другое. Дальше опять же всё индивидуально. Лучше об этом напрямую поговорить со священником.

Говорят, большую роль для человека православного играет духовный отец. Его выбирает сам человек или кто-то из священников предлагает стать для тебя духовным отцом?

– Духовный отец – это священник, который хорошо знает своё духовное чадо, которому духовное чадо абсолютно доверяет. Как известно, поначалу работает принцип «доверяй, но проверяй». В Священном Писании апостол Павел ясно говорит, что пастырь не должен господствовать над наследием Божиим, но должен подавать пример. Когда пример добрый, когда есть взаимное доверие, возникают близкие, доверительные отношения как у духовного отца и духовного сына или дочери. Но они, во-первых, добровольны, во-вторых, не по приказу священника. Когда священник начинает командовать и требовать подчинения во что бы то ни стало, это означает, что нет духовного отцовства, оба ошиблись, и ни тому, ни другому эта шапка не по Сеньке.

У меня сложные отношения с родителями, они меня не понимают. С ними сложно, без них – тоже. Может, посоветуете, как вести себя с родителями.

– С самыми близкими людьми, которых надо уважать, нужно учитывать, что у них больше опыта, но помнить, что ты тоже личность, и родители могут в чём-то ошибаться. Но это надо решать с взаимным доверием, спокойно разговаривая, а не нервничая, не хлопая дверью. Но если какие-то собственные решения идут вразрез с желанием родителей, опять же, нужно вспомнить, что жизненного опыта у них больше, и просто хорошенько подумать, действительно ли ты прав. Такие вопросы тоже имеют индивидуальный характер, могут быть такие обстоятельства, которые не опишешь в двух словах, и решать их надо в личной беседе со священником.

Одна из главных заповедей Божиих «Любите друг друга». Где же взять столько любви, чтобы любить всех?

– Мы знаем примеры из классической литературы: человек без конца твердит, что любит весь мир, а на практике заметно, что каждого в отдельности ненавидит. Нам заповедано любить ближнего – любить, как самого себя. Для этого сначала нужно научиться правильно любить себя, помнить о своём человеческом достоинстве. Потом вспомнить, что все люди такие же, как и мы. Если нам хочется, чтобы нас понимали, прощали, нам сочувствовали, поддерживали, значит, и другим хочется того же самого. А ближний – это тот, кто в данный момент рядом и нуждается в твоём участии, помощи, добром слове или просто в терпении. Нельзя объять необъятное – сразу весь мир. Попробуйте к конкретному человеку, который сейчас рядом с вами, отнестись с человечностью и пониманием. «Не делай другим того, чего себе не хочешь». Для начала этого будет достаточно, это тоже о любви к людям.

Что значит быть христианином?

– Быть христианином – значит верить в Господа Иисуса Христа Сына Божия Спасителя. Во Христа, который проповедан апостолами, образ которого мы видим в Евангелии. Без веры во Христа невозможно ни дальнейшее движение, ни понимание того, как на практике (в жизни) быть христианином. Христиане – это название древней антиохийской церкви, т.е. церкви верующих, которая была расположена в Антиохии и окрестностях. Именно там верующие во Христа стали впервые называть себя христианами. Оттуда это наименование восприняла вся христианская церковь. Но, главное, надо заметить, когда именуем себя православными, мы не должны забывать, что к определению православный безотлагательно слово христианин.

Путь человека к Богу – это… Продолжите, пожалуйста, фразу.

– Христос. Он сказал о Себе: «Я путь». Кстати сказать, в древности так и говорили, подразумевая учение Христа – «Путь». Поэтому путь один – Он Сам. А вот способы движения по этому пути, то, как, когда человек встаёт на этот путь, как по нему идёт, наверное, не определить. В этом смысле нельзя сказать: сколько людей – столько путей. Точнее будет – сколько людей, столько и вариантов вступления на путь к Богу во Христе и движения по этому Пути. Хотя основные признаки общие у всех, и первый из них – осознанная вера в Бога и у христиан – в Сына Божьего Иисуса Христа, во Христа Евангелия.

Внимание!

Уважаемые читатели. Следующим отвечать на ваши вопросы будет глава местного самоуправления Ветлужского муниципального района Константин Петрович Усенко. Вопросы принимаются по телефону 8 (831) 265-35-87, а также по электронной почте редакции газеты «Земля ветлужская»: zemlvetl@yandex.ru с 10 до 16 октября.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10